Казалось бы, почему же сейчас не так, в чем вопрос? Чем отличаются современные гастарбайтеры, и отчего к ним в российском обществе резко негативное отношение? Ведь большинство европейских и азиатских стран также используют труд гастарбайтеров, но подобных российским проблем там намного меньше.
«Группа молдавского спецназа во время штурма квартиры по привычке еще и отремонтировала ее». Фольклор.
Так, в Германии, например, иностранные рабочие так или иначе интегрируются в общество, хотя потомки первых турецких мигрантов все чаще находятся в постоянном поиске собственной идентификации. В Южной Корее, напротив, общественное устройство интеграции не допускает, поскольку там сложились многовековые мононациональные традиции.
Решение вопроса у этих стран различны, но проблем практически нет. Почему?
Кто он - гастарбайтер в России?
Россия в отношении гастарбайтеров идет своим особенным путем развития. Гастарбайтеры, в отличие от многих других стран, в России абсолютно бесправны, и находятся на положении рабов, в самом низу социально-рабочей прослойки.
Ужесточение пребывания в России этих социокультурных групп сводится к еще большему увеличению коррупции в среде российского чиновничества и ухудшению положения самих гастарбайтеров.
Настроение общества к ним в большинстве своем негативно, поскольку не могут не раздражать на бытовом уровне люди, не владеющие языком, но работающие в обслуге. Их способ жизни в России – большими этно-сообществами из-за экономии средств и в антисанитарийных условиях - также не может радовать глаз российского эстета.
Только объединений общим историческим прошлым с Россией гастарбайтер в состоянии понять фразу недоступную иным иностранцам: «Да нет, наверное…».
Зачем и почему они едут? В их странах (бывших дружественных, и объединенных с Россией одной общей семидесятилетней историей) экономическое положение намного хуже, и они по инерции выбирают из двух зол то, что им кажется если не меньшим, то знакомым.
Гастарбайтер как константа пирамиды Маслоу
На самом деле вопрос нужно ставить, вероятно, несколько иначе: может ли государство регулировать или, проще говоря, позволить себе сделать привлекательными социо-экономические условия труда в тех сферах деятельности, на которых заняты гастарбайтеры? Решение проблемы таким способом гарантировано ответит на сентенцию заголовка.
Если да, то на выполнение непривлекательных с экономической точки зрения работ, возможно, охотно пойдут граждане России и вопрос отпадет сам собой.
«Раньше дворы подметали Пенкины, а в котельных работали Цои. Ныне в дворниках и таксистах узбеки, большинство кочегаров — таджики, а бармены на две третьих — стукачи». НеваФорум.
В той же Южной Корее, в которую, кстати, все больше увеличивается поток рабочей силы из Узбекистана, поскольку этому содействует правительство этой страны, тем самым уменьшая поток приезжих в Россию, например, данный вопрос решается просто.
С учетом того, что местное население, так же как и в России, неохотно идет в сферы, где требуется низкоквалифицированный, а значит малооплачиваемый – по корейским меркам – труд, государство охотно использует иностранную рабочую силу. При этом там и на законодательном, и на действительном уровне защищаются и регулируются права гастарбайтеров. Например, компенсации за несчастные случаи на производстве им выплачиваются на общих основаниях, случаи с невыплатой заработной платы редки, если таковые происходят, то корейское государство в лице судебной системы всегда становится на сторону иностранного рабочего.
Германия также вполне успешно регулирует вопрос иностранной рабочей силы, прилагая определенные усилия по интеграции их в немецкое общество. И это дает свои плоды. Например, в прошлом году вся Германия опечалилась кончиной человека, создавшего в далеких семидесятых первую в Германии донер-кебабную, благодаря которому тысячи турецких гастарбайтеров и по сию пору имеют хорошо оплачиваемую постоянную работу.
Гастарбайтры в России несомненно нужны. Если отвлечься от экономики, то хотя бы для того, чтобы общество стало действительно гражданским обществом, а не просто народом, населяющим определенную часть суши. Чтобы оно научилось задавать себе вопросы, двигающие развитие социокультурных связей и общегражданских свобод. Только тогда возможен переход на ступеньку выше в пирамиде Маслоу.