Лоукостеры: бесплатный сыр в мышеловке?


Бизнес-модель авиакомпании-дискаунтера ориентирована на максимальное снижение цены билета, поэтому такие перевозчики, как правило, экономят на всем – от расстояния между кресел в салоне до размеров ручной клади.


Один класс пассажиров, многократное использование самолетов в течение одного дня, постоянно обновляемые единицы техники одного типа, продажа билетов по интернету - все это позволяет компаниям предлагать перелеты по Европе по цене ужина на двоих (30-40 евро) или из Москвы в Лондон за 5 000 рублей.


За эту цену пассажиры получают полет без фиксированного места в салоне, без питания и багажа. Эти услуги не исключены, а просто не входят в основную стоимость билета, но при желании их можно добавить за отдельную плату.


С питанием и выбором места особых проблем не возникает. Если вы не доплатили за эти услуги при покупке билета, то место вам будет присвоено автоматически при электронной регистрации. Еду почти всегда можно заказать непосредственно во время полета – цены в предлагаемом на борту меню лишь чуть выше указанных на сайте.


В компании-лоукостере RyanAir без дополнительной платы вы вообще не получите номер места. При посадке «экономные» пассажиры просто занимают свободные от предварительной брони места, как в рейсовом автобусе.


А вот с багажом будьте предельно аккуратны. Все вещи, которые вы сдаете в багаж, оплачиваются отдельно. Причем если вы заплатите на сайте до полета, то стоимость будет одна, а если это придется сделать уже в аэропорту, она окажется в 2-3 раза выше, часто превышая базовую стоимость самого билета.


Ручную кладь, которая входит в изначальную цену билета, тщательно измерят и взвесят. Допустимые габариты и вес обязательно уточните при покупке билета – у разных компаний они разнятся. И если у обычных авиаперевозчиков это не более чем формальность, то лоукостеры «душу вынут» из вашей дамской сумки или изящного чемоданчика. Либо у стоек регистрации, либо у выхода к самолету установлены специальные боксы для измерения размеров ручной клади. Каждый пассажир обязан продемонстрировать, что взятый на борт багаж помещается в этот бокс.


Если взятый вами на борт багаж оказался больше допустимых размеров, вам придется доплатить за него от 30 до 100 евро. Оплату можно произвести как наличными, так и картой. Иногда тут же стоят специальные терминалы, которые принимают только пластиковые карты. Только после этого вас пустят на посадку. При этом не прошедшую по габаритам сумку могут как пропустить на борт, так и «отобрать» и передать в багажный отсек.


Конечно, не все компании так измываются над несчастными пассажирами и их сумками. Например, испанская Vueling или португальская Tap Portugal не делают на этом акцента. Зато британская EasyJet, скорее всего, проявит интерес к размерам вашей ручной клади, а ирландская RyanAir подвергнет ее средневековым пыткам. В этой же компании к ручной клади относится строго одна вещь в руках пассажира, и даже фотоаппарат или ноутбук в чехле будут считаться вторым местом, подлежащим оплате (60 евро).


При покупке чемодана, который вы собираетесь использовать в качестве ручной клади, обратите особое внимание на его размеры и остановите свой выбор на моделях со специальным значком – «handbag», «on-board» или что-то подобное.


Кто летает из России


Тройка мировых лидеров в сегменте дешевых пассажирских авиаперевозок – это американская Southwest Airlines, ирландская RyanAir и британская EasyJet. Из них с нашей страной работает только последняя компания по направлениям Москва – Лондон и Москва - Манчестер. В конце 2013 года из России начал летать венгерский лоукостер Wizz Air, предлагающий билеты в Будапешт за 30-40 евро.


Другие международные компании, которые осуществляют бюджетные авиаперевозки и которыми можно улететь из России - это AirBaltic, австрийская Niki (входит в альянс с Air Berlin), Air One, «детка» итальянской Alitalia, Germanwings, бюджетный бренд Lufthansa, скандинавская Norwegian, работающая пока только в одном направлении - Осло-Пулково. А также турецкая Pegasus Airlines и испанская Vueling.


Крупные бюджетные авиакомпании активно работают со своими клиентами, часто напоминая о себе рассылкой с различными предложениями. А у EasyJet, например, есть курс по борьбе со страхом полетов и ряд других программ для постоянных пассажиров.


Где найти дешевый билет


В целях экономии лоукостеры львиную долю своих билетов (иногда до 100%) продают онлайн. По той же причине им не очень интересно обращаться к посредникам, поэтому дешевые билеты этих компаний нечасто можно встретить на сайтах – агентствах по продаже билетов. Зато с метапоисковиками (Aviasales, Skyscanner и т.п.) они «дружат», поскольку те отправляют посетителей сразу на сайт авиакомпании.


Два российских лоукостера, перевозившие пассажиров в начале двухтысячных, – «Авианова» и SkyExpress - разорились в 2011 году. Сегодня в России нет собственных авиадискаунтеров. Так что имейте в виду, что при оформлении билетов на сайте лоукостера придется иметь дело с иностранным языком. Переключить сайт на русский язык позволяет, пожалуй, только турецкий Pegasus.


«Аэрофлот» анонсировал запуск весной 2014 года собственного бренда бюджетных авиаперевозок «Добролет». К 2016 году компания планирует запустить и международные рейсы под новым брендом.


Когда это имеет смысл


Лоукостеры – оптимальный вариант для краткосрочных путешествий в одиночку и налегке. Также бюджетные авиакомпании выгодны для недальних перемещений между городами внутри Европы, Азии или Америки.


Если же вам предстоит дальний перелет, или вы летите с детьми, или у вас много багажа, или необходимо перевести негабаритный груз (лыжи, велосипеды и пр.), стоит рассчитать полную стоимость билета на человека и сравнить ее с предложениями обычных авиакомпаний. Если же у вас вдруг поездка со всеми перечисленными условиями, однозначно берите билеты только у комфортных авиаперевозчиков – сэкономите время, нервы и даже деньги.


Будьте готовы также и к тому, что рейс бюджетной авиалинии может быть задержан. Так что если у вас стыковочный рейс и вам предстоит лететь дальше, то, возможно, лоукостер – не ваш вариант.