А.С. Пушкин в музыке



Пожалуй, произведения Александра Сергеевича чаще всего привлекали внимание русских композиторов. Роман в стихах «Евгений Онегин» вдохновил гениального композитора П.И. Чайковского на создание одноименной оперы. Либретто, которое лишь в общих чертах напоминает первоисточник, написал Константин Шиловский. От романа осталась только любовная линия 2 пар – Ленского и Ольги, Онегина и Татьяны. Душевные метания Онегина, из-за которых он попал в перечень «лишних людей», исключены из сюжета. Опера впервые была поставлена в 1879 году и с тех пор включена в репертуар практически каждого российского оперного театра.

Нельзя не вспомнить о повести «Пиковая дама» и об опере, созданной П.И. Чайковским по ее мотивам в 1890 г. Либретто было написано братом композитора, М.И.Чайковским. Петр Ильич лично написал слова для арий Елецкого во II акте и Лизы в III.
Повесть «Пиковая дама» была переведена на французский язык Проспером Мериме и стала основой оперы, написанной композитором Ф.Галеви.


Драма Пушкина «Борис Годунов» легла в основу великой оперы, написанной Модестом Петровичем Мусоргским в 1869 г. Премьера спектакля состоялась из-за препонов цензуры лишь 5 лет спустя. Горячий восторг публики не помог – оперу несколько раз снимали с репертуара по цензурным соображениям. Очевидно, гений обоих авторов слишком ярко высветил проблему отношения самодержца и народа, а также цену, которую приходится платить за власть.

Вот еще несколько произведений А.С. Пушкина, ставших литературной основой опер: «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане» (Н.А. Римский-Корсаков), «Мазепа» (П.И. Чайковский), «Русалочка» (А.С. Даргомыжский), «Руслан и Людмила» (М.И. Глинка), «Дубровский» (Э.Ф. Направник).

М.Ю. Лермонтов в музыке



На основе поэмы Лермонтова «Демон» известный литературовед и исследователь его творчества П.А. Висковатов написал либретто для оперы знаменитого композитора А.Г. Рубинштейна. Опера была написана в 1871 г. и поставлена в Мариинском театре Санкт-Петербурга в 1875 г.

А.Г. Рубинштейн написал музыку еще к одному произведению Лермонтова: «Песня про купца Калашникова». Опера под названием «Купец Калашников» была поставлена в 1880 г. В Мариинском театре. Автором либретто стал Н.Куликов.
Драма Михаила Юрьевича «Маскарад» стала основой либретто балета «Маскарад» А.И. Хачатуряна.


Другие русские писатели в музыке



Драма «Царская невеста» известного русского поэта Л.А. Мея легла в основу оперы Римского-Корсакова, написанной в конце XIX века. Действие происходит при дворе Ивана Грозного и носит ярко выраженные черты той эпохи.

Теме царского произвола и бесправия подданных, борьбе вольного города Пскова против завоевания Иваном Грозным посвящена и опера Римского-Корсакова «Псковитянка», либретто для которой композитор написал сам по драме Л.А. Мея.

Римский-Корсаков также написал музыку для оперы «Снегурочка» по сказке великого русского драматурга А.Н. Островского.

Опера по мотивам сказки Н.В. Гоголя «Майская ночь» написана Римским-Корсаковым на основе собственного либретто композитора. Другое произведение великого писателя, «Ночь перед Рождеством», стало литературной основой оперы П.И. Чайковского «Черевички».

В 1930 г. советский композитор Д.Д. Шостакович написал оперу «Катерина Измайлова» по мотивам повести Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Новаторская музыка Шостаковича вызвала шквал резкой политически мотивированной критики. Опера была снята с репертуара и восстановлена только в 1962 г.