Инструкция
1
Основой автомобиля является несущая конструкция - шасси. Она принимает на себя все нагрузки со стороны пассажиров, грузов, кузова и остальных узлов. У некоторых машин кузов сам принимает на себя нагрузки, и тогда он называется несущим кузовом. В этом случае любая его модификация, снижающая прочность (например, переделка в кабриолет) должна сопровождаться добавлением элементов, принимающих на себя нагрузки в другом месте. На шасси расположены мосты - передний и задний. Первый из них является поворотным. Усилие от рулевого колеса передаются на него через рулевой механизм либо гидроусилитель.
2
Механическая энергия для движения автомобиля вырабатывается из химической энергии топлива в двигателе внутреннего сгорания. Он может работать на бензине, газе или дизельном топливе. В современных автомобилях применяются четырехтактные двигатели, но в прошлом выпускались машины «Трабант» и «Вартбург» с двухтактными двигателями. Работу форсунок и свечей современного двигателя координирует миниатюрный компьютер - электронный блок управления. Ранее для этого применялись сравнительно простые механические, электрические и электронные узлы. Механическая энергия, вырабатываемая двигателем, может быть использована непосредственно для движения машины, либо вначале преобразована генератором в электрическую, а затем электрическим двигателем - снова в механическую. Второй принцип применяют в гибридных автомобилях. Небольшой генератор есть и в обычном автомобиле. От него питаются все потребители, а также заряжается аккумулятор. Энергия, хранимая в этом аккумуляторе, используется в том числе для запуска двигателя стартером. От перезаряда аккумулятор предохраняет регулятор напряжения, автоматически управляющий обмоткой возбуждения генератора. Также часть механической энергии от двигателя может передаваться насосу для гидроусилителя руля.
3
Гибридные автомобили бывают двух видов. В первом из них двигатель внутреннего сгорания может приводить машину в движение непосредственно, а электродвигатель - «помогать» ему при сильных нагрузках. Во втором колеса всегда вращаются только от электродвигателя. В обоих случаях тяговая аккумуляторная батарея заряжается от генератора, а когда это требуется - разряжается на электродвигатель. Это позволяет сделать двигатель внутреннего сгорания маломощным, избавив его от пиковых нагрузок (тяговая батарея служит буфером). Двигатель всегда работает в режиме, близком к оптимальному, а в гибридной машине второго вида его можно даже глушить, когда заряда в тяговой батарее достаточно, и запускать, когда ее надо снова зарядить.
4
Через коробку передач - механическую или автоматическую - механическая энергия передается на передний или задний мост, а в полноприводных автомобилях - на оба моста. Механическая коробка передач снабжена рычагом ручного переключения, а машина с ней имеет третью педаль - сцепления. На нее необходимо нажимать при переключении передач, иначе коробка выйдет из строя. Автоматическая коробка берет значительную часть работы по изменению передаточного отношения на себя. В машинах с ней две педали: газа (для регулировки оборотов двигателя) и тормоза.
5
Тормозная система в легковых автомобилях гидравлическая. Правилами дорожного движения запрещено вносить в нее самостоятельные изменения. В целях безопасности она сделана двухконтурной. При отказе одного из контуров второй продолжает работать, хотя и с увеличением тормозного пути. В более крупных транспортных средствах, например, автобусах, троллейбусах, тормозные системы пневматические. Связано это с тем, что в них имеются компрессоры, приводящие в движение другие механизмы, включая двери. За безопасность водителя и пассажиров, помимо тормозной системы, отвечают и другие узлы: травмобезопасная рулевая колонка, подушки безопасности, ремни безопасности и их натяжители. Есть мнение, что пристегивающийся пассажир не доверяет водителю и его мастерству, оскорбляет его. Это не так! От аварии полностью не застрахован никто, а если она все же происходит, ремень значительно снижает тяжесть травм, а то и вовсе предотвращает их.
6
Другие узлы автомобиля включают в себя световые приборы, стеклоочиститель, нагреватель заднего стекла, отопитель (а иногда и кондиционер), каталитический нейтрализатор, приборную панель со спидометром, тахометром и другими измерительными приборами, сигнализацию, магнитолу, и др. Белые световые приборы могут располагаться только спереди (за исключением подсветки номерного знака, которая имеет белый цвет и сзади), красные - только сзади, а желтые - и спереди, и сзади, и по бокам. Назначение световых приборов состоит в освещении дороги, обозначении габаритов авто, а также информировании пешеходов и других водителей о поворотах и остановках. Замок зажигания позволяет запустить двигатель лишь тому, у кого имеется ключ.