Советский кинематограф
Первый фильм, который сняли в Сочи, был «Наказанный Антоша». Работа над ним шла в далеком 1915 году, во времена зарождения кинематографа не только во всем мире, но и в СССР. Главную роль в картине исполнила известная актриса немого кино того времени Вера Холодная. Однако сейчас трудно сказать, какие виды города попали на кадры, пленка безвозвратно утеряна.
В 1917 году к сочинским панорамам обращается Евгений Бауэр, снявший балерину Веру Каралли в своем немом кино «Умирающий лебедь». После этого фильма наступает перерыв, немое кино исчезает, уступает место звуковым картинам и очередной киношедевр появляется только в 1954 году – «Золотые яблоки». Эта история о кружке юннатов, которые спасают апельсиновые деревья.
В 1956 году в Сочи снимают кинофильм «Старик Хаттабыч», на котором выросло целое поколение советских детей. А спустя пять лет город опять дает о себе знать, став местом действия фантастической мелодрамы «Человек-амфибия». Миллионы советских людей следили за головокружительным прыжками в воду главного героя, его путешествием по морскому дну и нежными отношениями с возлюбленной Гуттиэре.
Место действия картины – Аргентина, однако режиссера выручал не только Сочи, но и весь Крым.
Однако не всегда сочинские окрестности были использованы на протяжении всего фильма. В картине «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» в кадры вошли только горная река Мзымта, где Нина спасает главного героя.
Но вот в другой картине Гайдая – «Бриллиантовая рука» город Сочи не только стал фоном комедии, он сыграл ряд заграничных городов, которые посещал герой Юрия Никулина.
В Сочи снимались также такие известные картины, как «Женщина, которая поёт» (1978), «Любовь и голуби» (1984), «В городе Сочи тёмные ночи» (1989) и пр.
Российский кинематограф
После распада СССР город Сочи стал меньше появляться на киноэкранах. В 1991 году вышла картина «Волкодав», где местом действия был центр города-курорта. Знаменитый телесериал 2005 года, собравший всех домохозяек страны «Кармелита» также выбрал своим место действия Сочи.
Юлий Гусман использовал для своего фильма «Парк советского периода» сочинскую натуру, которая погружает зрителя во все недостатки и ностальгические прелести советского строя. Последний раз Сочи был замечен на кадрах сериала «Светофор» в 2010 году. По сюжету главные герои отправлялись на курорт, а какой же еще город может лучше всего передать эту атмосферу. Правда чуть позже Сочи пришлось перевоплотиться в весеннюю Москву в одной из серий, с чем южная столица России хорошо справилась.
Всего за всю историю города на сочинских натурах сняли более чем сорок отечественных картин.