«Петля Нестерова»
В 1913 году военный летчик Петр Нестеров первым на планете выполнил новую по тем временам фигуру высшего пилотажа. Произошло это 9 сентября над аэродромом вблизи Киева. Фигура, получившая впоследствии название «петли Нестерова», или «мертвой петли», представляла собой замкнутую кривую, лежавшую в вертикальной плоскости. Фактически этот полет Нестерова положил начало высшему пилотажу.
Идея выполнить подобную петлю пришла Нестерову задолго до знаменитого полета. Искренне болея за успехи российской авиации, он искал возможности усовершенствовать способы пилотирования. Он неоднократно высказывал мысли о том, что каждому пилоту по силам совершить поворот самолета с креном и даже замкнутую вертикальную кривую. Но большинство из тех, с кем Нестеров делился своими замыслами, считали его идеи сумасбродными.
Почему знаменитая петля была названа «мертвой»? Дело в том, что первые попытки выполнить такой трюк на заре авиации совершали на летательных аппаратах, которые не были в состоянии выдержать подобных нагрузок. Самолеты, как правило, при столь опасном маневре разрушались, а пилоты погибали.
Инструкции для аэропланов, летавших в те времена, строго запрещали крутые повороты, спирали и крены воздушного судна.
Первый рискованный маневр в воздухе
Нестеров пошел на сознательный риск, будучи уверенным в успехе. Набрав высоту около километра, пилот остановил двигатель аэроплана и перешел в планирование. Через некоторое время он вновь включил мотор, после чего самолет устремился вверх по вертикали, повернулся «на спину», проделал замкнутую петлю и успешно вышел из пикирования. Летчик выровнял аэроплан и совершил плавное приземление.
Дерзкий воздушный маневр Нестерова вызвал в печати неоднозначную реакцию. Кое-кто считал поступок пилота безрассудной выходкой и мальчишеством. Но большинство склонялось к тому, что выполненная Нестеровым фигура могла помочь летчикам в экстремальных ситуациях сохранить жизнь. Киевское общество воздухоплавателей наградило Петра Нестерова золотой медалью.
Опытные специалисты рассудили, что пилот с риском для собственной жизни нашел решение вопроса об управлении самолетом в условиях вертикального крена.
Вскоре после этого первого удачного опыта «петлю Нестерова» повторили и другие пилоты не только в России, но и за границей. А русский зачинатель высшего пилотажа продолжал совершенствовать свои навыки в летном деле, постепенно став непревзойденным мастером пилотирования. Во время Первой мировой войны Петр Нестеров геройски погиб, совершив первый в мировой военной практике воздушный таран.