Со стороны внимания ребенок в 4 года должен уметь:
- Выполнять данное ему задание, не отвлекаясь на протяжении минимум 5 минут.
- Держать в поле своего зрения 5 предметов.
- Без посторонней помощи находить одинаковые по форме и цвету предметы.
- Складывать состоящие из 4 частей картинки.
- Находить различия и сходства в картинках и игрушках.
- Строить из конструктора простые постройки.
- Повторять за взрослыми действия, показанные в последовательности.
- Топать ногами и хлопать в ладоши при заданном слове.
Со стороны мышления ребенок в 4 года должен уметь:
- Собирать без посторонней помощи пирамидку из колечек (минимум 7 колец).
- Называть обобщающими словами общую группу предметов.
- В группах предметов находить те, которые не подходят по тем или иным заданным параметрам.
- Искать пары предметам.
- Уметь подбирать противоположные слова.
- Решать несложные логические задачи.
Со стороны памяти ребенок в 4 года должен уметь:
- Повторять за взрослыми несколько разных слогов подряд.
- Уметь точно выполнить задание, состоящее из 4 команд.
- С первого раза называть предмет, который исчезает из поля его зрения.
- На слух повторять за взрослыми по 5 слов подряд.
- Знать несколько небольших стишков наизусть.
- Рассказывать содержание прочитанной взрослыми сказки.
- Воспроизводить в памяти яркие события жизни и недавно случившиеся события.
Со стороны мелкой моторики ребенок в 4 года должен уметь:
- Запускать небольшие волчки.
- Нанизывать на нитку пуговицы и бусинки.
- Завязывать на толстой веревке узлы.
- Уметь самостоятельно застегивать молнии, пуговицы, крючки на своей одежде.
- Соединять точечные рисунки, не отрывая при этом ручки от бумаги.
- Раскрашивать рисунки не выходя за контуры.
- Писать красками несложные картины.
- Проводить линии в нужном направлении и нужного размера.
Со стороны математического развития ребенок в 4 года должен уметь:
- Показывать где в комнате стоит один предмет, а где много.
- Находить предметы похожие на геометрические фигуры.
- Различать правую и левую руки, право и лево, верх и низ.
- Считать предметы.
Научить ребенка считать можно во время прогулки. Спускаясь по лестнице, считайте ступеньки, качаясь на качелях, тоже считайте. Считайте везде и все, что только сможете посчитать. Результат не заставит себя долго ждать.
Со стороны развития речи ребенок в 4 года должен уметь:
- Отвечать на вопросы как лает собака, мяукает кошка и т. д.
- Рассказывать что умеют делать животные и люди.
- Составлять по 4 предложения про ту или иную игрушку или картинку.
- Понимать слова обобщения.
- Согласовывать слова в падеже, роде и числе.
- Произносить буквы, кроме сонорных и шипящих.
- Отвечать на заданные ему простые вопросы.
Чтобы развить ребенку словарный запас, логопеды советуют больше времени уделять чтению. Также чтение книг перед сном успокаивает малышей, настраивает на сон и очень благотворно влияет на их развитие.
Со стороны окружающего мира ребенок в 4 года должен уметь:
- Называть свои имя и фамилию, и имена родственников.
- Знать сколько ему полных лет, город в котором он живет.
- Знать времена года и их особенности, профессии, внешние виды дома в котором он живет.
- Различать и знать вкус минимум 3 овощей и 3 фруктов.
Если ребенок знает и умеет все, что описано выше, значит, его развитие соответствует возрасту 4 лет. Родителям не стоит останавливаться только на этом. Нужно постоянно стремиться всесторонне развивать малыша. На своем личном примере показывать, что знания это сила. Ведь для ребенка его родители - это главный образец для подражания. Он считывает и копирует их поведение. Чем больше родители вложат сил в своего ребенка в этом возрасте, тем легче ему будет когда он пойдет в школу.