Функции референтной группы разделяются на сравнительные и нормативные. Нормативные выступают источником норм, при помощи которых осуществляется урегулирование поведения людей. Они становятся ориентиром по решению значимых проблем. Сравнительная, в свою очередь, является стандартом для индивида, с которым он отождествляет себя и окружающих людей. Одна и та же группа способна быть сравнительной и нормативной одновременно.
Референтные группы по факту принадлежности разделяют на идеальные и присутствия. Присутствия отличается тем, что индивид является членом группы. А идеальной будет для человека та группа, в какую он не входит, но на взгляды и отношения которой он ориентирован в своем поведении и оценивании людей и значительных событий.
Идеальная группа бывает как вымышленная, так и реально существующая. В вымышленной группе жизненными идеалами и эталонами субъективных оценок служат литературные герои, известные исторические личности. В любом случае человек стремится быть приверженцем идеальной группы.
На отрицательные и положительные референтные группы классифицируются в соответствии с отрицанием или согласием личности с ценностями и нормами группы. От того человек старается соответствовать неодобрительным оценкам со стороны той группы, каких норм он не придерживается, и наоборот – получить одобрение своих поступков со стороны того общества, нормам которого пытается отвечать.
Е.В. Щедрина разработала специальную экспериментальную процедуру, выявляющую референтные группы – референтометрию. Она предназначена для установления и выявления уровня референтности участников группы для любого входящего в нее индивида. То есть она определяет круг лиц, мнение которых индивид считает наиболее значимым для себя.
В социальной психологии и социологии понятие референтной группы применяется обычно для пояснения социально-психологических механизмов, которые участвуют в развитии индивидуальных ценностно-нормативных установок и регуляции сознания личности.
Влияние референтной группы на человека немаловажно. Поэтому эти группы выявляют с целью проведения социологических исследований, которые связаны с освоением эффективных пропагандистках и педагогических воздействий. Референтометрия помогает изучать направленность личности и искать пути для ее целенаправленного формирования.
Референтные группы по факту принадлежности разделяют на идеальные и присутствия. Присутствия отличается тем, что индивид является членом группы. А идеальной будет для человека та группа, в какую он не входит, но на взгляды и отношения которой он ориентирован в своем поведении и оценивании людей и значительных событий.
Идеальная группа бывает как вымышленная, так и реально существующая. В вымышленной группе жизненными идеалами и эталонами субъективных оценок служат литературные герои, известные исторические личности. В любом случае человек стремится быть приверженцем идеальной группы.
На отрицательные и положительные референтные группы классифицируются в соответствии с отрицанием или согласием личности с ценностями и нормами группы. От того человек старается соответствовать неодобрительным оценкам со стороны той группы, каких норм он не придерживается, и наоборот – получить одобрение своих поступков со стороны того общества, нормам которого пытается отвечать.
Е.В. Щедрина разработала специальную экспериментальную процедуру, выявляющую референтные группы – референтометрию. Она предназначена для установления и выявления уровня референтности участников группы для любого входящего в нее индивида. То есть она определяет круг лиц, мнение которых индивид считает наиболее значимым для себя.
В социальной психологии и социологии понятие референтной группы применяется обычно для пояснения социально-психологических механизмов, которые участвуют в развитии индивидуальных ценностно-нормативных установок и регуляции сознания личности.
Влияние референтной группы на человека немаловажно. Поэтому эти группы выявляют с целью проведения социологических исследований, которые связаны с освоением эффективных пропагандистках и педагогических воздействий. Референтометрия помогает изучать направленность личности и искать пути для ее целенаправленного формирования.