Конструкция
Расчетная масса танка – 40 тонн. Фактическая масса – 60 тонн. Диаметр передних колес – 9 метров. Расчетная максимальная скорость – 17 км/час. Запас хода – 60 км. Размеры 17,8х12х9 метров. Бронирование: 10 мм лоб и борта, 8 мм крыша, корпус, башня и днище. Вооружение: 2 пушки калибра 76,2-мм с боекомплектом 120 снарядов и 8-10 пулеметов «Максим» с боезапасом 8-10 тыс. патронов. Оружие располагалось на боковых спонсонах, выступающих за плоскость колес. Однако, опытный образец танка не имел пушечного вооружения. Также не удалось и расположить дополнительный пулемет под днищем машины смерти. Управление танком осуществлялось поворотом задних колес. Сумма, выделенная на реализацию проекта, – 210 тысяч рублей.
Силовая установка самого большого танка мира состояла из двух двигателей «Майбах», снятых со сбитого немецкого дирижабля. Суммарная мощность их составляла 250 л.с. В те времена 250 лошадиных сил – была небывалая мощность для сухопутного транспортного средства.
По завершении этого проекта, инженеры на базе двигателей «Майбах» создали новую силовую установку АМБС-1, имевшую в 1923 году непосредственный впрыск топлива в цилиндры. Во время испытаний двигатель проработал всего 2 минуты.
Производство и испытания
Учитывая небывалые размеры танка, собрать его решили непосредственно на испытательном полигоне – в 60 км от Москвы в Дмитровском лесу. Дата испытаний назначена на лето 1915 года. Расчетный вес танка был превышен в 1,5 раза из-за отсутствия стали нужной толщины.
Во время передвижения по лесу танк смог подтвердить свою проходимость – деревья на своем пути ломал, как спички. Но при этом не сумел преодолеть даже небольшую канаву. Передние колеса легко перемахнули через нее, а задние завязли. Мощности двигателей не хватило, чтобы танк самостоятельно смог выбраться из препятствия. А нужных тягачей или кранов в то время еще не придумали.
В итоге, танк Лебеденко простоял, застрявшим, еще 2 года под охраной. После этого, в 1917 году из-за гражданской войны в России о нем забыли. А в 1923 году Советская власть решила разобрать его на металлолом.
Последующие испытания выявили еще один недостаток – при попадании фугасным снарядом в огромные спицованные передние колеса танк терял способность к передвижению. А, если снаряд попал бы непосредственно в ось передних колес, машина сложилась бы, как карточный домик.
Больше конструкторских работ по танку не проводилось и здоровенная конструкция еще семь лет простояла в лесу, там, где ее испытывали. В 1923 году машину Советская власть разобрала на металлолом.
Кроме того, очень большие размеры танка делали его идеальной мишенью для противника. Промахнуться мимо него было сложно. Тем более, что при очень высокой массе машины и маломощных двигателях он обладал невероятно низкой маневренностью. Доставка столь большого аппарата непосредственно к полю боя тоже являлась очень сложной задачей. Обеспечение скрытности этой задачи представлялось непосильным делом.