Историческая справка
Рыночные отношения, похожие на брендинг, появились еще во времена Древнего Египта. Именно тогда ремесленники предпочитали ставить определенную метку на созданные ими изделия из камня. Также археологи обнаружили, что приблизительно в 1300 году до нашей эры мастера в Древнем Китае ставили особое клеймо на фарфор, а в Древней Греции и Риме – на светильники.
В средние века в Европе практически каждый цех имел свое подобие современной торговой марки и таким образом помечал свои товары.
В США специальной маркировкой пользовались даже фермеры, чтобы выделить наиболее качественные товары.
Настоящий расцвет брендинга пришелся на вторую половину прошлого столетия. Это связано с появлением огромного количества товаров на рынке.
Если говорить в общем, то бренд является представлением об определенном продукте в головах потребителей. Сюда входит не только логотип марки, музыка из рекламных роликов, слоганы или определенная комбинация цветов, но и различные истории, связанные с этим продуктом, и ее имидж а рынке.
Наверняка многие слышали о том, как один азиатский мальчик продал почку, чтобы купить iPad. Видимо, имидж товаров Apple был для него настолько идеальным, что он пошел на столь странный шаг, хотя вполне мог бы приобрести планшет другой марки по более дешевой цене, но он хотел именно iPad.
За гранью реальности
Положительная черта бренда заключается в том, что данная характеристика значительно упрощает жизнь потребителя. Все-таки, придя в супер- или гипермаркет, сложно не потеряться среди всего разнообразия продуктов. Зато если вы имеете «опыт общения» с разными брендами, рука кидает в корзинку «именно такой» йогурт, определенный майонез, сыр от компании «Х» и так далее.
Вроде бы все просто, но на практике некоторых покупателей порой ждет разочарование, так как, придя домой, они обнаруживают, что имели не совсем верное представление о товаре. А больше поверили рекламе, отзывам окружающих, советам продавца и прочее.
По мнению некоторых маркетологов, бренд – это далеко не всегда истинная характеристика товара, а больше «легенда» о нем.
Именно поэтому компании, в особенности те, что занимаются продажей товаров класса-люкс, стараются сделать все возможное, чтобы поддерживать репутацию своего бренда на должном уровне и уберечь от скандалов. Они отправляют потенциальным потребителям небольшие подарки, именные поздравления с Днем рождения и Новым годом и прочие приятные мелочи, которые вряд ли позволят их клиентам усомниться в качестве товара или обслуживания.