Считается, что первыми о сущности материи задумались греки. Именно в их языке родилось понятие «гилозоизм», означающее буквально hyle — вещество, материя и zoe — жизнь. Справедливости ради стоит заметить, что они не сочленяли эти два корня в единое понятие, в качестве философского термина гилозоизм получил существование лишь в 17 веке.
Гилозоисты видят некое присутствие души во всей окружающей материи, а значит не делят ее на одушевленную и неодушевленную Даже камень, по их мнению, чувствует или передает чувство.
Одним из течений гилозоизма можно назвать пантеизм, приверженцем которого были Зенона, Хрисипп и другие стоики. Они считали, что божественная душа пронизывает всю материю, превращая мир в единое живое тело. Космос же это рационально и целесообразно организованное живое существо.
Очевидно, что такое учение не могло не воскреснуть в эпоху Возрождения. Безусловно, центром такого одухотворенного космоса стал человек, человек находящийся в тесной связи с природой, в гармонии с ней. Духовное теперь не противопоставлялось материальному, а, напротив, эти естественные стороны жизни дополняли друг друга. Появилось и учение о мировой душе. Например, Джордано Бруно утверждал, что все существующие миры Вселенной населены, сама же Вселенная – это большой разумный организм. «Нет вещи, не обладающей душой, или, по крайней мере, жизненным началом» - писал он в трактате «О природе, начале и едином»
Бог выражается в природе — считал Спиноза, а Дени Дидро, основываясь на древнегреческих трактатах, доказывал, что вся материя обладает свойством, сходным с ощущением. Речь шла, в частности о том, что ощущение — это безусловное свойство только высокоразвитой органической материи.
Сегодня это философское учение переживает очередной всплеск интереса к нему.
Гилозоисты видят некое присутствие души во всей окружающей материи, а значит не делят ее на одушевленную и неодушевленную Даже камень, по их мнению, чувствует или передает чувство.
Одним из течений гилозоизма можно назвать пантеизм, приверженцем которого были Зенона, Хрисипп и другие стоики. Они считали, что божественная душа пронизывает всю материю, превращая мир в единое живое тело. Космос же это рационально и целесообразно организованное живое существо.
Очевидно, что такое учение не могло не воскреснуть в эпоху Возрождения. Безусловно, центром такого одухотворенного космоса стал человек, человек находящийся в тесной связи с природой, в гармонии с ней. Духовное теперь не противопоставлялось материальному, а, напротив, эти естественные стороны жизни дополняли друг друга. Появилось и учение о мировой душе. Например, Джордано Бруно утверждал, что все существующие миры Вселенной населены, сама же Вселенная – это большой разумный организм. «Нет вещи, не обладающей душой, или, по крайней мере, жизненным началом» - писал он в трактате «О природе, начале и едином»
Бог выражается в природе — считал Спиноза, а Дени Дидро, основываясь на древнегреческих трактатах, доказывал, что вся материя обладает свойством, сходным с ощущением. Речь шла, в частности о том, что ощущение — это безусловное свойство только высокоразвитой органической материи.
Сегодня это философское учение переживает очередной всплеск интереса к нему.