Понятие дебиторской и кредиторской задолженности




Наиболее распространенной является задолженность покупателей перед компанией за отгруженный, но не оплаченный товар.
Противоположным для понятия «дебитор» является «кредитор». Кредитор - юридическое или физическое лицо, перед которыми предприятие имеет обязательства. Одна компания одновременно является кредитором и дебитором.



Дебиторская задолженность возникает когда товар был продан, а деньги не были получены, например:
- когда покупатели и заказчики приобрели товары и не оплатили их стоимость;
- когда поставщикам был перечислен аванс за товары или услуги;
- когда работникам были выданы подотчетные суммы и предоставлены займы.


К кредиторской задолженности относят расходы, признанные компанией, но не оплаченные. В их числе обязательства по:
- банковским кредитам;
- налогам;
- заработной плате;
- за поставленный товар или услуги.


Отдельно можно выделить обязательства перед покупателями, от которых была получена предоплата.


Дебиторская задолженность является средством погашения кредиторской. Основой финансовой устойчивости компании является превышение дебиторской задолженности над кредиторской. Это обосновывает права на будущую выгоду и является частью оборотного капитала компании.


При этом дебиторская задолженность уменьшает оборот компании, что негативно отражается на ее деятельности.



Виды дебиторской задолженности




1. По срокам ее подразделяют:
- на текущую или краткосрочную (погашение по которой ожидается в течение года);
- на долгосрочную, которая предоставляется более, чем на год.

2. По возможности возврата:
- текущая задолженность (по которой не подошел срок оплаты);
- просроченная задолженность.

Последняя подразделяется на «сомнительную» задолженность и «безнадежные» долги.
Безнадежными долгами признаются долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также долги, по которым обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения.
Последняя может образоваться вследствие банкротства должника, а также истечения срока давности долга по иску.


Управление дебиторской задолженностью можно рассматривать как средство управления объемом продаж. Предоставление отсрочки платежа предоставляет более выгодные условия сотрудничества для клиентов. Однако это всегда несет в себе определенные риски. При предоставлении отсрочки компании необходимо детально анализировать платежеспособность и репутацию покупателя.