«Остроумие» и «глупость» – понятия несовместимые. Однако, поставленные рядом друг с другом, создают эффект неожиданности, парадоксальности, художественной яркости. Соответственно, запомнится каждая буква такой фразы. Соединение несоединяемого, сочетание противоположностей – это и есть оксюморон.
Оксюмороном является и сам термин, который произошел от древнегреческого слова "οξύμωρον", в котором соединились два значения: «острый» и «глупый».
Оксюморон в литературе
На основе оксюморона написаны заголовки многих известных литературных произведений. Например, бессмертная поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души». Вспоминаются также «Живой труп» Л.Н. Толстого, «Горячий снег» Ю.В. Бондарева, «Оптимистическая трагедия» В.В. Вишневского.
Оксюморон дает возможность не только ярко подать заголовок, но и вложить в него больше смысла, чем если бы это было простое словосочетание. Не зря в школе довольно много времени уделяется тому, чтобы разобраться, что стоит за словами «мертвые души». О каких душах упоминал великий писатель, и почему они мертвы.
Оксюморон довольно часто используют поэты в своих стихотворениях. Это позволяет сделать образ особенно насыщенным, запоминающимся. Вот известная строка А.С. Пушкина об осени: «Люблю я пышное природы увяданье». Обычно увядание мы связываем с какими-то блеклыми цветами, с тем, что уже отживает. Ассоциации не самые приятные. И вдруг – «пышное увяданье». Тут же вспоминаются те картинки осеннего леса, описание которых и следует за упомянутой строкой поэта.
Оксюморон в стихотворении М. Цветаевой «Бабушке»:
«Тёмный, прямой и взыскательный взгляд.
Взгляд, к обороне готовый.
Юные женщины так не глядят.
Юная бабушка, кто вы?»
Оксюморон в жизни
Впрочем, с оксюмороном можно встретиться не только на страницах художественных произведений, но и в повседневной жизни. О человеке, умеющем владеть своими эмоциями в трудных ситуациях, сам вид которого вызывает ощущение уверенности, говорят: «У него стальные нервы». В строительных работах используются жидкие гвозди. Все это примеры оксюморонов.
Нередко игру слов, в том числе и оксюморон, используют в рекламе. К сожалению, получается это не всегда честно по отношению к потребителям. К тому же нарочитость вызывает отторжение, не спасают рекламу даже яркие цвета.
Благодаря оксюморону, фраза становится запоминающейся. Поэтому не возбраняется придумать что-нибудь свое, неизбитое. Как утверждают психологи, работа с оксюмороном помогает найти выход из неоднозначной жизненной ситуации. Правда надо помнить, что не стоит скатываться с остроумной глупости в глупую остроту.