Аграфена Купальница
Аграфена Купальница – древнеславянский праздник, отмечаемый днем 23 июня и являющийся своеобразной подготовкой к ночной встречи Купалы. Свое название он получил после принятия христианства на Руси, в результате которого языческие традиции смешались с почитанием православными верующими святой Агриппины (Аграфены).
На Аграфену Купальницу было принято париться в банях, причем при этом использовались специальные ритуальные веники, которые заготовляли задолго до знаменательного события. Их плели из различных целебных трав: иван-да-марьи, папоротника, мяты пахучей, ромашки и полыни. Реже вязались веники из ветвей лиственных деревьев, таких как береза, ольха, ива, рябина, липа и т.д. Одни использовали в бане, другими украшали недавно отелившихся коров.
На Аграфену гадали, кидая свежий веник через голову на крышу бани: если упадет верхушкой к погосту, значит, гадающий скоро умрет.
В различных областях и губерниях были свои интересные традиции празднования Аграфены. В Вологодской губернии в окрестностях Кириллова юные девушки – будущие невесты – надевали свои лучшие наряды, ходили по домам и говорили хозяевам: «Умойте!». Это означало – подарите какое-нибудь украшение.
А в Костромской губернии девушки собирались дома у кого-нибудь из подруг и варили «вскладчину» ячменную кашу. Вечером ее торжественно съедали, затем шли во двор, снимали с телеги переднюю ось с колесами и катали друг друга с шумом и песнями до самого рассвета.
Иван Купала
Иван Купала – восточно-славянское название древнего языческого праздника, отмечаемого всеми народами Европы в ночь с 23 на 24 июня. В Норвегии он называется Jonsok, в Польше – Sobotki, в Латвии – Līgo. Празднование предшествует Иванову дню, церковному празднику, отмечаемому во многих странах 24 числа и посвященного памяти Иоанна Крестителя.
Дохристианское название праздника Ивана Купалы доподлинно неизвестно.
С древних времен в народе считалось, что в ночь на Иванов день нельзя ложиться спать. Гуляния начинались вечером и заканчивались утром встречей восходящего солнца. Ключевая традиция Купалы – разжигание костров. Люди верили, что огонь – очищающая стихия, способная уберечь от злых сил. По случаю праздника старались разжечь костер побольше и повыше, чтобы пламя дотягивалось до небес, как бы приветствуя новое солнце. Обычно несколько дворов или хуторов все вместе участвовали в подготовке одного большого кострища. Над ним водружали и сжигали высокую жердь, увенчанную венками, листьями или колесом. Она символизировала собой все старое и отжившее.
Чрезвычайно широко был распространен обычай прыгать через костры – это было своеобразным обрядом очищения. И, конечно же, непременными атрибутами праздника были песни, пляски, хороводы и возлияния.