Разумеется, оратора, плохо знающего тему выступления, растерянного, не имеющего элементарных навыков этого искусства, аудитория «забракует» сразу. Но, как показывает практика, подобных умений все же недостаточно, чтобы публика слушала, «открыв рот».
Первый и главный совет заключается в ответе на вопрос, что именно хотят узнать слушатели? При подготовке к выступлению важно иметь представление об аудитории, а главное, об её общих интересах. Разговоры на ненужные, абстрактные темы неизбежно заставят публику заскучать. Четко обозначенная цель выступления, начинающаяся фразой «Я хочу, чтобы…», заставит слушателя все свое внимание переключить на оратора.
Существует в публичном выступлении волшебное слово «Однажды…», которое вернет внимание аудитории. Поэтому крайне важно снабжать свою речь примерами из жизни, реальными историями.
Всегда лучше усваивается материал, который помимо слухового восприятия представляется еще и зрительно. Отсюда незаменимые помощники в выступлении - маркер и доска. Рисунки, схемы должны быть предельно просты и понятны, здесь можно не беспокоиться о художественном мастерстве.
Использовать слайдовую презентацию следует только по необходимости. «Подводный камень» такого выступления таится в том, что оратор является лишь приложением к дизайну презентации. Успех выступления зависит от того, насколько прочно установлен контакт между залом и выступающим, чего сложно добиться, используя слайды.
Монотонная речь оратора, полностью воспроизведенная с листка бумаги, произведет сильный эффект – слушатель крепко заснет. Чтобы этого избежать, текст выступления лучше зарисовать, используя ключевые фразы и причинно-следственные связи между ними. Подобную схему можно использовать в качестве подсказки.
Внимание публики могут отвлечь и различные мелочи, например, постоянно сползающие очки легко «превратят» слушателя в зрителя.
Последний важный совет заключается в том, что не нужно бояться собственных страхов. Вполне естественно, когда оратор перед началом выступления испытывает волнение. Аудитория не обязана его встречать «хлебом и солью» и чаще бывает равнодушной или настороженной. Но если выступающий выходит к слушателям с плохим настроением, самочувствием, негативным отношением или сильно испуганным, то его речь обречена на провал, еще не начавшись.
Несколько советов выступающим на публике
В наш современный век проблемы дефицита информации не возникает: интернет, различные СМИ могут предоставить ответ на любой вопрос. Аудиторию сложно заинтересовать всем известными фактами или событиями, не связанными с опытом слушателей. Какими приемами воспользоваться, чтобы завоевать внимание публики?