Предпосылки и причины
Многие ученые и исследователи определяют математику как точную науку измерения реальных и абстрактных вещей и понятий. Как только древний человек смог осознать, что у пары рук и пары яблок, несмотря на их внешнее различие, есть некий общий параметр, произошло рождение математики. Именно этот этап является наиболее важным, так как он означает, что появилось понятие абстрактного числа, а не описательной характеристики конкретного предмета. Стало возможным исчислять не только материальные объекты, но и время, дни недели, те или иные периоды.
Следующим важным шагом после появления абстрактных чисел стали арифметические действия. Человек научился складывать, вычитать, умножать и делить. Естественно, что вначале эти действия основывались на конкретных объектах, однако маленьких детей до сих пор обучают основам арифметики именно при помощи материальных предметов, например, все тех же яблок.
Толчок к развитию науки дали древнегреческие математики, придумавшие так называемую дедуктивную систему, которая позволяла выводить новые аксиомы из известных.
Этапы развития
Развитие математики продолжилось после того, как древние люди придумали способы записи чисел и арифметических действий. Это дало возможность рождения систем счисления, что в свою очередь сделало допустимыми операции с большими числами. Если раньше для обозначения числа 10 требовалось сделать десять зарубок, то теперь стало возможно обойтись одним символом другой формы.
Самая популярная система счисления, существующая в современном мире, вероятнее всего связана с количеством пальцев на обеих руках человека. Впрочем, многие абстрактные понятия появились именно благодаря анатомическим характеристикам, например, в языках индейцев слово «два» до сих пор звучит так же, как «глаза».
Десятичные дроби были изобретены только в XV веке, а в Европе распространились еще на сто пятьдесят лет позже.
Дальнейшее развитие математики было обусловлено необходимостью абстрактного счисления в торговле, государственном управлении, астрономии, архитектуре и других областях деятельности человеческого общества, нуждавшихся в точных вычислениях. Археологические находки свидетельствуют, что восемь тысяч лет назад в древнем Вавилоне велись хозяйственные и экономические расчеты с использованием основных арифметических операций, а в 4000 году до н.э. вавилоняне уже умели решать математические задачи.