Смысл технологии целеполагания
Первым шагом, как правило, становится тщательная работа с терминологией. Цель необходимо сформулировать так, чтобы избежать возможных двусмысленностей и ошибочных толкований. Для этого нужно определить для себя все термины, используемые в формулировке цели. Например, цель «стать богаче» - это плохой вариант, поскольку допускает множество толкований. А вот формулировка «к 2015 году увеличить свой доход втрое» намного лучше, так как использует однозначные термины.
Следующий важный момент – измеримость цели. Нужно ставить задачу так, чтобы имелась возможность проверки ее выполнения. Если сформулировать цель расплывчато и абстрактно, например «стать счастливее», вы можете столкнуться с тем, что не получится определить, достигли вы желаемого, или нет. Поэтому ваша цель должна быть объективно измеримой.
Наиболее популярной техникой целеполагания является S.M.A.R.T – аббревиатура пяти английских слов, означающих: конкретность, измеримость, достижимость, результативность и определенный срок.
Наконец, поставленная вами задача обязательно должна быть потенциально решаемой. Недостижимые цели – это источник дополнительного стресса и разочарований. При этом необходимо, чтобы для достижения цели требовались определенные усилия, поскольку, поставив себе задачу «дожить до понедельника», вы вряд ли измените что-то в своей жизни (за исключением, конечно, экстремальных случаев).
Области применения методики
В коучинге, то есть, методе психологического консультирования, ориентированном на достижение целей, значительное внимание уделяется определению истинных потребностей клиента. Зачастую случается, что в ходе консультации клиент кардинально меняет свои цели, понимая, что для него действительно значимо и необходимо. Как правило, такой эффект достигается при помощи множества наводящих вопросов, побуждающих клиентов определиться с терминами, потребностями и возможностями. Далее следует оценка текущего положения вещей и поиск максимально простого пути к цели, исходя из имеющихся данных.
Частой ошибкой целеполагания, особенно в педагогике, управлении или социальной работе, является замена конкретной цели лозунгом, который способен мотивировать, но истинной целью не является.
Что касается педагогики, то здесь технологии целеполагания применяются, в первую очередь, для того чтобы каждый проведенный урок приносил ученикам практическую пользу. В преподавании нередки ситуации, когда прекрасно проведенное занятие не решает никаких задач, представляя собой процесс ради процесса. Избежать таких случаев помогают техники целеполагания, заставляющие педагога формулировать свою задачу для каждого урока, а в конце проверять ее выполнение.