Требования к кандидатам



На первый взгляд единственное, что требуется от официанта – это принять заказ у гостя ресторана или кафе, передать его на кухню, а затем подать готовые блюда. Но далеко не все люди могут быть по-настоящему хорошими официантами. Дело не только в физических требованиях, хотя они немаловажны, ведь официанты проводят свой рабочий день (или ночь, если работать в ночном клубе) в постоянном движении, в результате за смену приходится пройти несколько километров, причем половину – с тяжелыми подносами. К числу необходимых качеств относится и хорошая память, и стрессоустойчивость, и обаяние.
Хотя большинство официантов работает временно, некоторые рассматривают эту позицию как начало карьеры в ресторанном бизнесе.


На качество обслуживания обращают внимание практически все гости заведения. Поэтому официант должен быть вежливым, предупредительным, но при этом ненавязчивым. За время стажировки официанты изучают меню заведения не хуже поваров, потому что именно их посетители спрашивают, как и из чего приготовлено то или иное блюдо. В престижных ресторанах обслуживающий персонал должен вдобавок ориентироваться в винной карте, хорошо разбираться в тонкостях изготовления коктейлей. Кроме того, важную роль играет очередность подачи блюд и напитков, а для этого необходимо не только знание стандартов столового этикета, но и постоянное общение с поварами на кухне.

Общение с гостями



Сами посетители зачастую лишь добавляют стрессов официанту. Обычно каждый официант обслуживает несколько столиков и вынужден следить за временем подачи каждого блюда, стараясь не перепутать заказы. За все ошибки поваров и самих посетителей тоже расплачивается официант, которому приходится извиняться за недоработки кухни и искать компромиссные решения, если гость заказал не то блюдо.
«Чаевые» могут составлять до половины общего дохода официанта, так как официальная зарплата довольно невысока.


Наконец, работа официанта – это работа с людьми, которые могут вести себя по-разному. Любой ресторан старается завоевать лояльность постоянных посетителей, оставляющих щедрые чаевые, и при этом не требующих невозможного. Однако большинство гостей заведения изначально позиционируют себя настолько выше обслуживающего персонала, что общение с ними доставляет немало неприятных ощущений, которые ни в коем случае нельзя демонстрировать. Кроме того, нередки случаи неадекватного поведения гостей, попытки конфликтов и скандалов. Официант должен уметь избегать таких ситуаций, а если они уже возникли – улаживать как можно быстрее и незаметнее для прочих посетителей, чтобы не испортить репутацию заведения.