Корректное обращение с заказчиком, всегда и во всем. Обращение обязательно на Вы, можно с маленькой буквы. Не нужно панибратствовать и шутить неуместные шутки. Помните – у вас с заказчиком чисто деловые отношения, ничего личного. Насчет чувства юмора – прежде, чем вставлять остроумные замечания, обратите внимание, есть ли вообще у заказчика чувство юмора. Иначе ваши шутки могут ему не понравиться, вы рискуете оборвать налаживающее общение.
Если хотите немного разрядить обстановку, то используйте великолепное изобретение интернет-общения – смайлики. Смайлики – прекрасная возможность даже серьезный деловой разговор сделать немного более душевным.
Вне зависимости от способа общения с заказчиком, недопустимо совершать грамматические, пунктуационные и стилистические ошибки. Заказчик может себе это позволить. Вы, как копирайтер, можете себе позволить разве что опечатки или намеренные АшиПки, которые выделите в тексте так, чтобы было понятно, что это сделано специально.
Внимательно читайте тексты ТЗ (творческого задания), задавайте уточняющие вопросы, особенно, если работаете впервые. Например, на какой сайт это пойдет, на какую аудиторию рассчитан, будут ли картинки и т.д., все, что сочтете нужным. Чем больше у вас такой информации, тем лучше вы напишите текст.
Отставьте в сторону снобизм. Даже если вы супер-копирайтер, а заказчик – зеленый новичок, и вы «рубите» в теме в сто раз лучше. Помните: кто платит, тот и заказывает музыку. Поэтому лучше внимательно ознакомиться с требованиями и, если вы считаете, что где-то лучше сделать по-другому (подобрать другие ключевые слова или предложить другую структуру текста), спокойно и ненавязчиво предложите это заказчику. Обязательно аргументируйте, почему лучше сделать. «Мне так подсказывает мой опыт / интуиция / внутренний голос / бабушка у подъезда / другой крутой копирайтер» – не аргументы. Не аргумент и фраза: «Все так делают». Может быть, ваш заказчик как раз хочет сделать, не как все.
Вообще, подсказки заказчику – задача не столько копирайтера, сколько оптимизатора. Поэтому показывать свой профессионализм следует по-другому. Не указывайте заказчику, а мягко советуете, например: «Я бы сделал так», «А мне, как пользователю, кажется, надо писать вот так»... И поосторожнее с советами. Если заказчик последует вашим советам, и у него все получится, то благодарность его не будет знать границ. А если наоборот, то пеняйте на себя.
Цену вопроса лучше согласовать заранее. Определитесь, это цена за 1000 знаков или за весь текст. Бывает, что возникает недопонимание, если заказчик указывает, к примеру, цену в 60 рублей за весь текст длиной в 2000 символов, а копирайтер думает, что за 1000 знаков. Если вы считаете, что ваш труд оплачивается низко, или поднимаете цену для всех заказчиков, то будьте готовы, что заказчик от вас уйдет. Если же он уйти не хочет или не может, а платить больше у него пока нет возможности, можно сделать ему временное послабление. Только смотрите, чтобы временное не стало постоянным.
Если заказчик просит переделать заказ, внимательно соотнесите его требования с текстом первоначального ТЗ. Если вы сами где-то ошиблись, то, скрипя зубы, исправляете. Если же заказчик требует то, о чем изначально не договаривались, то просите дополнительную плату.
Если срываете сроки, то не ведите «страусиную политику». Лучше сразу признаться заказчику, что не успеваете. В качестве компенсации можете немного скинуть стоимость услуги, чтобы заказчик не ушел от вас к другому копирайтеру. Учтите, что честность – лучшее качество в объяснениях с заказчиком.
Школа копирайтера: Как общаться с заказчиками
Общение с заказчиками – целая наука. Ведь наше слово – наше оружие. Поэтому и при общении заказчик оценивает, насколько оно действенно. Почему-то многие копирайтеры про это забывают. В статьях они – верх грамотности, а при общении по «аське» или через соцсети допускают досадные ошибки. Или своим снобизмом отпугивают заказчика – такое тоже бывает.
Видео по теме
Последние комментарии
написалa
Лучше всего уточнять вопросы ТЗ сразу, чтобы заказчик четко объяснил, что он хочет. Аккуратно давать советы и не пытаться доказывать свою правоту, особенно, если копирайтер планирует работать с заказчиком на постоянной основе.