Восточная храмовая архитектура
Храмовая архитектура Древнего Египта пыталась воссоздать некую обитель богов, придавая подобным зданиям облик места проведения жертвоприношений и совершения таинственных ритуалов. Классическая греческая и римская архитектура стремилась к созданию величественных святилищ поклонения богам Олимпа.
Индия храмов не знала, поклонение природе и духу не требовало стен. Однако религиозные постройки все же возникли. Традиции индийского храмостроения во многом были продиктованы влиянием колонизации и насыщены элементами, привнесенными извне в сочетании с местными верованиями и традициями.
Индийские храмы имеют два различных направления - нагара и дравида, отличающиеся типами входных инсталляций и купола.
Буддийские же храмы делятся на две основных разновидности, среди которых можно выделить вихары, или аскетичные убежища странствующих монахов, и ступы, призванные охранять и упокоить мощи самого Будды. Согласно индийским верованиям храмовая постройка должна включать обязательные элементы Вселенной, то есть сочетать в себе лучшие традиции астрономии и геометрии, подчиняться принципам восхождения и украшаться многочисленными декоративными элементами и орнаментами.
Византия и исламские традиции
Византийская архитектура привнесла моду на использование кирпича, классических очертаний и сложных округлых куполов, сочетающихся с правильной геометрической формой самого строения. Под влиянием этого направления были построены многие монументальные сооружения Ближнего Востока, именно поэтому храмы исламского культа отличаются такими элементами, как многочисленные арки и своды.
Одной из характерных особенностей исламских храмов является наличие узких башен, минаретов, являющихся не только наивысшей точкой мечети, но и порой самым высоким элементом всей округи.
Христианские храмы
В основу христианской архитектуры лег так называемый план креста с обязательным наличием алтаря, расположенным в восточном направлении, подобные сооружения предполагают обязательное наличие куполов, призванных привлекать внимание к алтарю.
Яркими представителями готической архитектуры являются европейские величественные соборы, а классические храмовые постройки эпохи Возрождения вновь возвращают к четким линиям римских храмов, выполненных с огромной геометрической точностью.
Стиль барокко знаменуется огромными внутренними пространствами, призванными подчеркнуть игру света и тени, акцентировать внимание на красоте фресок и искусно созданном интерьере.
Таким образом, становится понятно, что к какой бы эпохе или религиозной конфессии ни принадлежал бы храм с точки зрения архитектуры и искусства он несет огромную историческую и социальную нагрузку и являет собой огромную общечеловеческую и историческую ценность.