Инструкция
1
Роберт Земекис и Боб Гейл познакомились в 60-е годы, когда учились в школе. Они мечтали работать на Фабрике Грез. Молодые люди упорно шли к своей цели. Земекис стал режиссером в Голливуде и снял пару фильмов, написанных по сценариям Гейла. Однажды в 1980 году Боб Гейл приехал в Сент-Луис к родителям. В подвале он разбирал старые вещи и увидел школьный фотоальбом своего отца. Боб задумался, стали бы они с отцом друзьями, если бы вдруг учились в одном классе. Тогда и начала выкристаллизовываться концепция будущего сценария о школьнике, который переносится в прошлое и там знакомится со своими родителями.
2
В первоначальной версии сценария главный герой был видеопиратом и путешествовал во времени при помощи холодильника. Но дети могли решить, что киноистория правдива и начали бы забираться в холодильники. Тогда было придумано использовать автомобиль в качестве машины времени.
3
Детали путешествий во времени обсуждалась Земекисом и Гейлом достаточно долго. Планировалось, что Марти и Док отправятся на военный полигон в штате Невада, чтобы устроить там ядерный взрыв. Его энергия была бы достаточной для перемещения. Съемка только этого эпизода обошлась бы в 1 000 000 долларов, что для середины 80-х было поистине фантастической суммой. Менее затратной оказалась идея об ударе молнии. Такое решение позволяло убить и еще двух зайцев: действие не выходило бы за пределы городка Хилл Вэлли, а часы, в которые бьет молния, символизировали бы Время.
Задумки про холодильник и ядерный взрыв один из продюсеров «Назад в будущее» Стивен Спилберг использовал через много лет, когда снимался фильм «Индиана Джонс: Королевство хрустального черепа»
Задумки про холодильник и ядерный взрыв один из продюсеров «Назад в будущее» Стивен Спилберг использовал через много лет, когда снимался фильм «Индиана Джонс: Королевство хрустального черепа»
4
Когда сценарий был написан, на него нужно было найти деньги. Продюсеры отказывались, потому что проект казался убыточным. Гораздо проще было найти инвесторов для простой молодежной комедии без искривлений пространственно-временного континуума. Ни одна киностудия Голливуда не соглашалась снимать «Назад в будущее», ссылаясь на то, что идея весьма сомнительна. На студии «Дисней» заявили, что фильм неприличный, так как там присутствует романтическая нотка между Марти и его матерью, когда подросток оказывается в прошлом. А вот на «Коламбии Пикчерз» наоборот посчитали фильм детским, утверждая, что кино без эротики, насилия и алкоголя не сможет стать успешным. Роберт Земекис и Боб Гейл переписали сценарий как минимум два раза, но денег на картину и студии, которая согласилась бы ее снимать, по-прежнему не было.
5
В 1984 году огромным успехом прошел фильм Земекиса «Роман с камнем», и тогда режиссеру, «внезапно» оказавшемуся талантливым, уже никто не мог отказать. Но сам Земекис считал, что продюсером должен быть только Спилберг, который изначально был без ума от сценария.
6
Чтобы создать атмосферу 50-х годов художнику фильма «Назад в будущее» Лоуренсу Полу пришлось рассмотреть около тысячи фотографий и по нескольку раз посмотреть десятки фильмов, снятых в те годы. Во многих сценах элементами декораций были аутентичные детали, что усиливало эффект погружения в прошлое.
7
Для съемок фильма был построен целый бутафорский город. Фасады зданий возвели возле киностудии «Юниверсал Courthouse Square». От идеи съемок в каком-либо реальном городке пришлось отказаться, так как никто не разрешал перестраивать целую площадь в стиле 50-х годов. Сначала снимали все сцены прошлого, а затем настоящего. Декорации состарили, добавив к ним современные элементы, а на площади перед зданием с часами вместо лужайки сделали асфальтированную парковочную площадку.
8
Жилище доктора Брауна снимали в «Доме Блэкера», причисленного к историческим ценностям. Школьные сцены сняли в реальном учебном заведении, которое в свое время закончил основатель студии «Pixar» Джон Лассетер и президент США Ричард Никсон. Подходящий танцевальный зал для школьного бала нашли в Церкви Методистов прямо в Голливуде.
9
Когда завершились съемки, студия Джорджа Лукаса «Industrial Light&Magic» всего за два месяца создала все спецэффекты для фильма, в том числе и молнию, бьющую в часы, и полет Делориана. Для сцены, где на фотографии из-за изменившегося прошлого проявлялись сестра и брат Марти, был специально сконструирован гигантский гитарный гриф, а сам снимок в несколько раз увеличили. По-другому в 1985 году подобный эффект создать было невозможно. Всего в фильме «Назад в будущее» использовано 32 визуальных эффекта.