Начальная школа



Начальное образование в школах дается с 1 по 4 класс. Обычно за каждым классом закреплен один учитель. Он является классным руководителем и ведет основные предметы – русский, математику, письмо, чтение, окружающий мир. Таких учителей выпускают факультеты начального образования педагогических вузов. В зависимости от дополнительной специальности учителя могут вести и другие предметы – иностранные языки, музыку, рисование и т.д. В некоторых современных школах практикуется и разделение предметов между разными учителями уже в начальной школе. То есть, например, классный руководитель ведет только русский, а другие предметы – уже учителя-предметники.
В первый класс принимаются дети, которым на 1 сентября текущего года исполнилось 6,5 лет.


Программы обучения в начальной школе, как правило, комплексные. То есть, и программа по русскому, и программа по математике, чтению и окружающему миру представляет собой единый комплекс, разработанный группой специалистов. Сейчас в большинстве российских школ принимаются программы развивающего обучения, такие, как «Школа 2100», программа Эльконина-Давыдова, система Занкова и т.д. Эти программы, в отличие от традиционных, направлены на развитие, на поиск ответов на проблемные вопросы самими детьми, то есть, на второй план отходит система «объяснил материал - проверил знания». Учителя побуждают детей получать знания самостоятельно, выступая в этом процессе в роли контролеров и помощников.

В современной начальной школе не ставятся оценки, вместо них используются условные значки или просто поощрительные надписи. В некоторых школах это практикуется только в 1 классе, в некоторых – с 1 по 4. В школах, в зависимости от программы, используются 5-балльная или 10-балльная системы оценок.

Средняя школа



Средние классы – с 5 по 9. Здесь уроки у детей ведут учителя-предметники, это специалисты в определенной области, имеющие педагогическое образование.

По каждому предмету существует несколько программ (традиционного или развивающего обучения). По закону учитель волен сам выбирать учебную программу и учебники для работы, правда, лишь из перечня, рекомендованного Министерством образования. На практике выбор программ обычно производится в соответствии с образовательным вектором учебного заведения и совместно с другими учителями. Учитываются также пожелания родителей.

За каждым классом закреплен один из учителей – классный руководитель. Он занимается организацией учебной и внеучебной работы класса.

В 5-9 классах детям даются основные базовые знания в области различных наук. Во многих школах уже с 5 класса вводится профильное обучение. То есть, базовый минимум знаний по всем предметам получают все ученики, но по некоторым – более глубокие, в зависимости от профиля.

После 9 класса все школьники сдают ГИА (Государственная Итоговая Аттестация) – экзамены по программе основной школы. Обязательными являются экзамены по русскому и литературе, другие экзамены сдаются по выбору.
Многие ученики после окончания 9 класса имеют возможность поступить в средние специальные учебные заведения – колледжи, техникумы и т.д. Но не учиться совсем после 9 класса ребенок по закону не может.


Старшая школа



10-11 классы считаются старшими классами. Большинство школ переводит учеников на профильное обучение – ученики совместно с родителями выбирают предметы, которые могут им пригодиться для поступления в вузы, чтобы изучать их углубленно.

Согласно новому Стандарту образования, на профильное обучение вскоре должны перейти все школы, лицеи и гимназии.

После окончания 11 класса выпускники сдают ЕГЭ (Единый Государственный Экзамен) по русскому, математике и выбранным предметам. Сертификаты с результатами ЕГЭ являются также документами, позволяющими поступить в вузы.