Прототипы Единого государственного экзамена в других странах
Россия стала не первым государством, задумавшимся о создании единой для школы и вуза экзаменационной системы. В США и в Великобритании каждый школьник сдает выпускные тесты, по результатам которых выпускник может подавать документы в тот вуз, для поступления в который он набрал достаточные баллы. Во Франции система несколько другая. Любой школьник, сдавший на положительную оценку выпускной экзамен, может записаться в любой университет страны. Вступительные экзамены проводятся только в некоторых вузах и после первого или второго года обучения в высшей школе.
Также аналоги ЕГЭ существуют в Украине и в Казахстане.
Российская система ЕГЭ ближе к англосаксонской, в частности, наличием системы тестов и проходного балла в каждый вуз. Однако сохраняется и своя специфика, связанная с организацией обучения частично на государственный счет, а частично - за счет поступающих.
Появление ЕГЭ в России
Еще в девяностые годы появились первые проекты, связанные с введением единого выпускного и вступительного экзамена. Это должно было облегчить жизнь школьникам, а также упорядочить экзаменационную систему, уменьшив коррупцию на местах за счет введения беспристрастного экзамена и упростить для студентов из регионов поступление в столичные вузы. В начале двухтысячных идея введения ЕГЭ стала частью проекта реформирования российского образования в соответствии с мировыми стандартами. В рамках того же проекта высшее образование было разделено на две ступени - бакалавриат и магистратуру.
К 2000 году коллектив преподавателей и ученых разработал первый вариант ЕГЭ. В следующем году Министерство образования выбрало несколько регионов и вузов, которые стали участниками программы тестирования системы ЕГЭ. Со временем список регионов расширялся. На первом этапе вузы сами принимали решение о том, будут ли они принимать результаты ЕГЭ или организовывать собственные вступительные экзамены.
Вместе с введением ЕГЭ исчезли льготы при поступлении для золотых медалистов.
В то же время, введение ЕГЭ вызывало активное противодействие у части общества. У большинства родителей и учителей сомнение вызывала тестовая система проверки знаний, особенно для гуманитарных предметов. Позднее в соответствии с пожеланиями специалистов некоторые задания ЕГЭ были изменены, в частности, из экзамена по математике были убраны тестовые задания.
В 2009 году ЕГЭ стал обязательным экзаменом на территории всей страны, однако некоторые вузы сохранили свои вступительные экзамены - среди них МГУ и вузы художественной направленности.