Как был основан Императорский фарфоровый завод
Фарфоровое производство не могло не заинтересовать Петра I, который стремился не отставать от Запада и мечтал организовать фарфоровую мануфактуру в России. Он даже отправлял в Саксонию людей со «шпионскими поручениями». Но «взять наскоком» производственные тайны мейсенских мастеров не удалось – их охраняли крепко. И российский фарфор начал производиться только при Елизавете.
1 февраля 1744 года камергер императрицы Елизаветы Петровны, барон Николай Корф, заключил договор с неким Христофором Гунгером, который обязался «учредить в Санкт-Петербурге мануфактуру для делания голландской посуды». И через полгода под Петербургом был основан завод для производства порцелина (так в Европе в то время называли фарфор). Но наладить производство Гунгер при этом не смог: ни знаний, ни умений у него на самом-то деле не оказалось.
Дело спас так называемый «ученик» Гунтера – Дмитрий Виноградов. До поступления на мануфактуру Виноградов восемь лет учился в Европе химии, металлургии и горному делу – и именно ему в 1746 году удалось получить первые успешные образцы русского фарфора, а затем отработать технологию производства и поставить его на поток. В 1765 мануфактура была наречена Императорским Фарфоровым заводом. После этого в течение полутора веков завод, с первого дня специализировавшийся на выпуске художественного фарфора наивысшего качества, работал в основном по «правительственному заказу». Произведенные здесь сервизы, вазы, расписные блюда нельзя было купить – только получить в подарок от императора.
Страницы истории: агитационный фарфор и зубы для Советской власти
В послереволюционном 1918 году, национализованное и переименованное в «Государственный фарфоровый завод», предприятие перешло в ведение Наркомпроса, и перед ним и была поставлена идеологическая задача: выработка изделий, «революционных по содержанию, совершенных по форме, безупречных по техническому исполнению». Результатом стал знаменитый агитационный фарфор, ставший «по совместительству» еще и новым этапом развития русского авангарда.
Под руководством художника Сергея Чехонина в создании агитационного фарфора принимала участие целая плеяда художников, в числе которых были и Петров-Водкин, и Кустодиев, и Малевич, и Кандинский.
В 1924 году, когда страна задумалась о восстановлении народного хозяйства, предприятие перевели под управление «Фарфортреста» - и основные силы были брошены на производство технического фарфора. Завод, которому в 1925 году было присвоено имя Ломоносова, производил более 300 наименований продукции: зубные протезы, искусственные глаза, изоляторы, котлы, лабораторную посуду и так далее.
Несмотря на это, предприятие оставалось «поставщиком двора»: на торжественных приемах кремлевские столы сервировались посудой, сделанной по спецзаказу мастерами ЛФЗ. А в 30-е годы на заводе была открыта первая в стране художественная лаборатория (ей руководил ученик Малевича, художник-супрематист Николай Суетин), создававшая стиль «советского фарфора». И в «оттепельном» 1953 году зубные протезы были забыты: завод начал удовлетворять «потребности советского народа» по привнесению культуры в быт, специализируясь на освоении новых технологий и выпуске продукции повышенной сложности. А в 1965 году здесь начали производить знаменитый костяной фарфор.
После распада СССР Ломоносовский фарфоровый завод был приватизирован и некоторое время балансировал на грани закрытия, но потом постепенно «пришел в себя». В 2005 году предприятие вернуло себе историческое название и вновь стало «Императорским», взял четкий ориентир на выпуск «люксовой» продукции, продукции по индивидуальным заказам и художественного фарфора.
«Фирменные знаки» Императорского фарфорового завода
Костяной фарфор по праву считается «королевским» - невероятно тонкостенный, звенящий, полупрозрачный. Его начали производить в Англии в середине XVIII века, добавляя в фарфоровую массу костную золу – содержащийся в ней фосфат кальция и придавал посуде такую невиданную ранее белизну. Петербургский Императорский фарфоровый завод – единственное предприятие в России, которое выпускает такой фарфор. Сначала это были только чайные и кофейные чашки и блюдца, с 2002 года выпускаются сервизы.
Состав сырья для костяного фарфора технологи завода подбирали методом проб и ошибок. В результате остановились на берцовой кости крупного рогатого скота. В первое время костяной фарфор делался из отходов пуговичного производства.
Еще один «знак отличия» ИФЗ – художественная скульптура из фарфора, производство которой ведется вручную. В среднем на то, чтобы отлить одну статуэтку, у мастерицы уходит 2-3 дня. Фарфоровые «куклы» - фигурки людей и животных – здесь производили с середины XVIII века. Одна из самых известных дореволюционных серий скульптур – это «Народы России» (около ста фигур, изображающих мужчин и женщин в национальных костюмах), из советской скульптуры наибольшую известность получила «балетная» серия. Сейчас в цехе художественной скульптуры ЛФЗ производятся и «реплики» (повторы) исторических статуэток, и новые модели. Среди последних работ особенно заметной стала серия скульптур Михаила Шемякина, изображающая героев «Щелкунчика».
Роспись фарфоровых изделий – это то, что позволяет превратить «просто хорошую вещь» в вещь уникальную. На Императорском фарфоровом заводе два цеха росписи: ручной и механизированной. В цехе ручной росписи работает около 20 художников, создающих уникальный выставочный фарфор и изделия по специальному заказу. На украшение одной вазы или блюда может уйти около месяца, и стоимость таких изделий чрезвычайно высока.
Работа в цехе механизированной росписи более однообразна, но именно здесь создаются узоры, которые узнают во всем мире. Среди них «визитная карточка» ИФЗ – знаменитая «Кобальтовая сетка» - узор, за создание которого заводская художница Анна Яцкевич была награждена золотой медалью Всемирной выставки в Брюсселе в 1958 году. С тех пор посуда, украшенная этим узором, производится на заводе в промышленных масштабах. Здесь даже разработали специальные формы для такой посуды: на боках у нее еще при отливке «прочерчены» тонкие желобки – контур, который надо вручную «обвести» кобальтовыми линиями. Кобальтовая сетка может наноситься на изделие и при помощи деколи – тонкой пленки, напоминающей переводную картинку, на которой напечатан кобальтовый узор. При обжиге фарфора пленка выгорает, а узор впечатывается в поверхность изделия. Золотые звездочки в местах пересечения синих линий наносятся на узор либо вручную, либо при помощи миниатюрного штампика.