1. Адекватны ли мы в своих претензиях?
Для ребенка очень важно отстоять свое мнение. Прислушайтесь к нему. Например, вы просите и требуете убрать первую игру, чтобы последовательно приступить к следующей, а у малыша другая задумка: он намерен объединить их и продолжать играть с уже новой, им составленной.
Спор в этом случае неизбежен. Он будет протестовать против вашего решения и отстаивать свое, в этом случае необходимо задать ему вопрос «почему?». Возможно, его аргументы окажутся довольно весомыми и вы измените свою точку зрения. Не бойтесь этого.
2. Выбор родителей или ребенка?
До сих пор многие родители, да и специалисты, имеют различный подход к этому вопросу. Конечно, родительская воля имеет место быть, и если даже выбор родителей оправдан тем, что эти профессии могут пригодиться в будущем, а ребенку не понять, зачем ему заниматься этими непонятными вещами, вам всегда придется преодолевать сопротивление.
Здесь можно предположить такое решение (в случае, если вы все-таки настояли на своем). Если ребенок делает успехи, то выбор родителей оправдан. Здесь имеются способности, и в занятие стоит вкладывать усилия. Если успехи незначительные, значит у ребенка нет желания, а, возможно, и необходимых качеств. Самое сложное — оценить способности, а если они проявились при помощи ребенка, следует помочь развить их.
3. Кто любит приказы?
А вы любите, когда вам приказывают? Что бы вы ответили, если бы услышали в свой адрес: «Лей на тарелку побольше жидкости для посуды. Та-а-к, смывай получше, видишь, грязь остается!».
В лучшем случае, если ваше эмоциональное состояние останется на прежнем уровне, вы ответите: «Если знаешь, как лучше, вот и делай!»
Многие дети, как и взрослые, не любят указаний. Они, может, и готовы и постель застелить, и посуду помыть, и сами уроки сделать, но состояние раздражения родителей их подавляет, и они начинают упрямиться. Избегайте критических замечаний, пока дело не выполнено.
4. Стоять на своём!
Стоит учитывать 2 психологических периода, когда ребенок готов отстаивать свое мнение.
Первый — это «кризис трех лет». «Не хочет» просто потому, что не может согласиться с тем, что ему предлагают родители. Это время закалки характера, так что просто наберитесь терпения.
Вторая волна — период взросления (подростковый), время определения своего места в социуме.
Ребенку необходимо давать больше самостоятельности и возможность принимать хотя бы часть решений самому. В этом случае подросток несет за них ответственность и спорит с родителями только в принципиальных вопросах, а значительный объем глупых ссор и капризов со временем исчезнет.
Что делать, если ребенок - «нехочуха»
«Не хочу я эти сапоги! Не хочу играть на пианино»! Как часто вы слышите от своего ребенка эти слова? Стоит разобраться в причинах такого поведения и понять, что настаивая на необходимости заниматься вещами, которые трудно понять маленькому ребенку, родители не всегда бывают правы…