Инструкция
1
Ознакомьтесь с терминами «комедия», «комедия дель арте», «фарс», «водевиль», «пародия», пользуясь литературными словарями и справочниками, а также Краткой литературной энциклопедией.
2
Комедия – это не противопоставление трагедии. Эти жанры развивались параллельно, хотя и имели общую обрядовую природу. Однако для праздников плодородия декламация и выспренный стиль явно не годились. И именно поэтому низменные (в том числе и в значении «обыденные») темы, грубоватый язык и герои, которых трудно назвать таковыми, и стали неизменными чертами этого жанра. На это указывает и Аристотель в своей «Поэтике», говоря о трагедии. Однако вторая часть «Поэтики», посвященная комедии, не сохранилась.Прочитайте роман У. Эко «Имя Розы», в котором поиски второй части аристотелева труда сопровождаются замечаниями и предположениями о ее содержании.
3
Расцвет классической комедии античности принято связывать с Аристофаном, создавшего такую, не утратившую актуальности и до сих пор, комедию, как «Лисистрата», по сюжету которой жены отказывают в ласках без конца воюющим мужьям. Комедия в те времена носила исключительно злободневный характер, что несколько затрудняет восприятие. Едкая сатира Аристофана стала образцом для подражания для многих поколений комедиографов и поэтов.
4
В средние века комедия, как документально зафиксированное произведение, практически исчезла, а сами комические сцены было дозволено разыгрывать только во время карнавала или больших городских ярмарок. Те же Шекспир и Мольер, прежде чем стать именитыми драматургами, писали пьесы-импровизации для странствующих трупп. Именно тогда зародилась и комедия положений, требующая от актеров только знания сюжета и создающаяся буквально на ходу. Ее наивысший расцвет – комедия дель арте, комедия масок, требовала от актеров не только мгновенной реакции на происходящее, но и отменной физической подготовки, так как перемежалась интермедиями и акробатическими номерами. Но постепенно, с появлением стационарных театров, комедия перебралась и на большую сцену, хотя и являлась долгое время чем-то второстепенным, чуть ли не фарсом для антракта или водевилем перед первым актом серьезной постановки.
5
Комедия нравов (высмеивающая нравственные черты персонажей), имеет в своей генеалогии не только нападки Аристофана на Сократа в комедии «Облака» с переходом на личности, но и христианские мистерии с их аллегорическим содержанием, в которых Добро и Добродетель всегда противостоит уродливому Злу и всем остальным семи смертным грехам, искореженным, однако весьма узнаваемым. Ставить христианские мистерии церковью не возбранялось, поэтому этот жанр благополучно существовал и в самые темные времена. Никто и не мог предположить, что контаминируясь с площадным театром, мистерия станет одной из разновидностей комедии.