Вам понадобится
- тест "Я - лидер"
- игры "Веревочка", "Карабас", "Большая семейная фотография" и др.
Инструкция
1
Используйте метод наблюдения. Присматривайтесь к детям, к их реакциям на других людей. Прислушивайтесь к разговорам, узнавая отношение к окружающим, степень доверия к другим членам группы, уровень авторитетности каждого. Замечайте, кто в группе обладает хорошими организаторскими качествами, легко вступает в контакт, заинтересовывает людей, умеет со всеми договориться. У кого много творческих или других идей, кто обладает при всем этом и самостоятельностью мышления?
2
Уясните признаки детского лидерства и соотносите поведение детей с ними: принадлежность к группе, высокий статус внутри группы, авторитет среди членов коллектива, совпадающие ценности и интересы у лидера и у группы, оказание влияния на группу. Учтите, что лидеры могут быть разными: неформальными, интеллектуальными, эмоциональными, с хорошими организаторскими качествами.
3
Организуйте в группе специальные игры на выявление лидеров. Эти игры довольно просты и часто используются в детских лагерях: «Веревочка», «Карабас», «Большая семейная фотография». Вы также можете использовать любые игры и любую деятельность, в которых детям необходимо самим организоваться, чтобы получить нужный результат. Но в любом случае вам понадобится наблюдать за детьми и анализировать их действия. Лидерство чаще всего принадлежит наиболее активным детям, влиянию которых, к тому же, поддается вся группа. Ведь активность могут проявлять многие из коллектива, но их эффективность при этом может быть низка и не отмечена группой.
4
Используйте тесты и тестовые игры для определения детского лидерства. Это могут быть тест «Я – лидер», и разные методики социометрии – от классической процедуры до проективных тестов, например, «Овощной базар». Определяя статусы членов группы, вы выявляете реальных лидеров группы.