Инструкция
1
Чтобы речь ребенка была хорошо развитой, правильно формировался речевой слух и произношение, сделайте так, чтобы ваша речь была примером для подражания. Общайтесь с малышом как можно больше, с рождения используя каждую минуту. Обычные действия сопровождайте неторопливым, ласковым разговором: рассказывайте, что собираетесь делать, называйте предметы, окружающие ребенка. Кроха будет учиться сосредотачиваться, прислушиваться к голосу, реагировать на него.
2
3
Вспомните любимые песенки и стихи из детства: потешки, колыбельные, считалки. Используйте их в играх и других ситуациях: во время еды, массажа, купания, при укладывании спать.
4
С первых месяцев жизни уделяйте внимание развитию общей моторики малыша, подвижности пальчиков. Центры, ответственные за движения рук и органов артикуляционного аппарата (губ, языка, челюстей, мягкого нёба), в коре головного мозга находятся в ближайшем соседстве. Совершенствуя мелкую моторику, вы готовите почву для развития артикуляции ребенка.
5
Играйте в пальчиковые игры: «Сорока-белобока», «Ладушки», «Серый заинька сидит и ушами шевелит», «Идет коза рогатая». Кроме тренировки пальцев, у малыша развивается умение слушать и понимать содержание песенок и потешек, улавливать ритм. Совсем маленьким детям поглаживайте кисти рук, загибайте и разгибайте пальчики.
6
Когда ребенок начинает произносить первые слова, расширяйте словарный запас за счет названий окружающих предметов. Говорите, четко произнося слова. Можете пользоваться так называемой облегченной речью: машина — «би-би», собачка — «ав-ав» и т.п. Но долго не застревайте на такой речи, а вместе с упрощенным давайте и полное название предмета.
7
Для правильного произношения малышу необходимы хорошо развитое дыхание и подвижность артикуляционного аппарата. Чтобы развивать дыхание, дуйте на ватные шарики: загоняйте их в «ворота» — пузыречки или коробочки. Надувайте вместе воздушные шары, дуйте на бумажные лодочки, запуская их в тазу. Для тренировки артикуляционного аппарата в игровой форме перед зеркалом выполняйте специальные упражнения.
8
До четырех-пяти лет недостатки в произношении носят физиологический характер. Но если они сохраняются дольше, обращайтесь за помощью к специалистам. Не лишним будет показать логопеду малыша двух-трех лет, даже если нет повода для беспокойства. В этом возрасте можно выявить такие нарушения речи, которые не соответствуют физиологическим нормам. Чем раньше начнете коррекцию, тем успешнее будет результат.