Инструкция
1
Тщательно изучите предложенный текст. Самым надежным способом будет прочтение с паузой в 30-40 минут: после первого ознакомления информация «отложится в голове» и воспримется подсознательно, а когда вы второй раз приметесь за написанное, материал вам покажется несколько проще. Впрочем, ограничиваться двумя повторами тоже не стоит: идеально вы сможете изучить текст за 4-5 раз (больше практически никогда не требуется).
2
В художественных текстах следите за развитием событий и стилем автора. Почти отсутствует вероятность того, что в сочинении такого рода основная мысль будет высказана явно - скорее всего, перед вами предстанет метафора или некая нравоучительная история. При определении идеи отталкивайтесь от представленных событий, старайтесь обобщать: военные действия обычно подразумевают идеи патриотизма; описание картин и жизни художников – важности искусства; негуманный поступок молодого человека наводит на размышления о важности воспитания.
3
В текстах-эссе и рассуждениях ищите основную мысль, выраженную явно в единственном предложении. Как правило, в такого рода работах всегда существует главный тезис, ради которого весь окружающий текст и написан. Искать его стоит сразу после первого абзаца или ближе к концу, на стыке «логических частей» текста: введения, основной мысли и заключения. Как правило, в начале автор только подводит к мысли, затем – высказывает ее и сопровождает фактами и рассуждениями, а в конце обобщает вышесказанное. Отталкиваясь от этой структуры попытайтесь понять, вокруг какого центра обращается материал.
4
Ищите неконфликтную идею. Тексты, представленные для анализа школьникам и студентам первых курсов, редко подразумевают спорную позицию. Мнение автора, как правило, четко выверено с точки зрения морали, рассуждать он будет о чем-то общепринято «правильном»: о любви к родине, о семейных ценностях, о необходимости чтения или о героизме солдат на Второй Мировой. Постоянно держите это условие в голове при поиске основной идеи текста: оно выполняется практически всегда.