Инструкция
1
Играйте эмоционально, но уменьшите аффектации
Шопен исполнял музыкальные произведения, как если бы он писал картины. Многие современники отмечают это. Он передавал тончайшие оттенки чувства, ему присуща изысканная нюансировка, избегание излишней акцентуации. Динамика Шопена - это звуковая градация от pp до f. За счет того, что он умел играть произведения на грани слышимости, его f не требовало значительных усилий. Но даже играя pianissimo, композитор умел отделить звуки один от другого, музыка не превращалась в смесь наслоенных звуков.
Педализация - также очень важный штрих исполнения Шопена. Он указывает педалью протяженность дальних басов, гармонические объединения, звучащие паузы, staccato. Композитор очень подробно записывает педаль, при этом оставляя исполнителю свободу ее использования (с запозданием, для смешения гармонических функций и т.д.).
Шопен исполнял музыкальные произведения, как если бы он писал картины. Многие современники отмечают это. Он передавал тончайшие оттенки чувства, ему присуща изысканная нюансировка, избегание излишней акцентуации. Динамика Шопена - это звуковая градация от pp до f. За счет того, что он умел играть произведения на грани слышимости, его f не требовало значительных усилий. Но даже играя pianissimo, композитор умел отделить звуки один от другого, музыка не превращалась в смесь наслоенных звуков.
Педализация - также очень важный штрих исполнения Шопена. Он указывает педалью протяженность дальних басов, гармонические объединения, звучащие паузы, staccato. Композитор очень подробно записывает педаль, при этом оставляя исполнителю свободу ее использования (с запозданием, для смешения гармонических функций и т.д.).
2
Избегайте дробления на слишком маленькие музыкальные фразы
Фразировка при исполнении Шопена - подобие речи: предложения, смысловые паузы. Вычурной фразировке он предпочитал естественную, лишенную декламаторства, напыщенности и фальши. Особое внимание нужно обратить на понимание композитором музыкального высказывания, на использование лиг. Очень важно "досказать фразу", причем правая и левая руки не всегда совпадают, иногда мелодия и бас разнохарактерны - это и подчеркивается фразировкой.
Дифференциация на фразы происходит также при помощи фактуры и динамики. Важно анализировать мысль композитора, рассматривая его указания по структуре произведения.
Фразировка при исполнении Шопена - подобие речи: предложения, смысловые паузы. Вычурной фразировке он предпочитал естественную, лишенную декламаторства, напыщенности и фальши. Особое внимание нужно обратить на понимание композитором музыкального высказывания, на использование лиг. Очень важно "досказать фразу", причем правая и левая руки не всегда совпадают, иногда мелодия и бас разнохарактерны - это и подчеркивается фразировкой.
Дифференциация на фразы происходит также при помощи фактуры и динамики. Важно анализировать мысль композитора, рассматривая его указания по структуре произведения.
3
Обратите внимание на аппликатуру
Самые известные принципы шопеновской аппликатуры:
- охват возможно большего количества клавиш при одном положении руки;
- принципиально новое использование крайних пальцев на черных клавишах;
- взятие нот первым пальцем после пятого и наоборот;
- последовательное извлечение одним пальцем нескольких звуков, применение "скольжения";
- перекладывание через короткие пальцы более длинных;
- использование звуковых возможностей каждого пальца.
Самые известные принципы шопеновской аппликатуры:
- охват возможно большего количества клавиш при одном положении руки;
- принципиально новое использование крайних пальцев на черных клавишах;
- взятие нот первым пальцем после пятого и наоборот;
- последовательное извлечение одним пальцем нескольких звуков, применение "скольжения";
- перекладывание через короткие пальцы более длинных;
- использование звуковых возможностей каждого пальца.