Вам понадобится
- Книги, которые нравятся вашему ребенку.
Инструкция
1
Техника чтения – это умение узнавать написанные буквы, правильно соотнести их со звуками и произнести в виде слогов и слов. Процесс чтения подразумевает владение техники и осознание смысла прочитанного. Скорость чтения зависит от возможности ребенка воспринять на слух определенных набор слов с одного прочтения.
2
Зрительное восприятие текста происходит в момент фиксации слова или предложения. Частота фиксации зависит от угла зрения. Чем он меньше, тем чаще взгляд фиксируется на тексте. Чем чаще взгляд ребенка фиксируется, тем меньший объем текста он воспринимает зрительно. При обучении чтению обратите внимание на дыхание ребенка, артикуляцию, развитие угла зрения, степень развития антиципации (догадка).
3
Начните с дыхательных упражнений: дыхание ритмичное, вдох длиннее выдоха, на выдохе прочитывается определенное количество слов. Читайте скороговорки, постепенно увеличивая количество прочитанных слов на одном дыхании.
4
При нарушении артикуляции проводите упражнения на тренировку речевого аппарата. Упражнения для губ: удерживайте губы в улыбке, вытягивайте трубочкой и чередуйте эти действия. Открывайте и закрывайте рот в положении улыбки. Вытяните губы трубочкой и дуйте на шарик, не надувая щек.
5
Упражнения для языка: сделайте язык широким, затем узким. Поднимите язык за верхние зубы, затем опустите за нижние. Имитируйте чистку зубов: улыбнитесь и кончиком языка «почистите» верхние и нижние зубы. Имитируйте облизывание губ кончиком языка, как после съеденного мороженного. После освоения техники упражнений заучивайте скороговорки.
6
Постепенно увеличивайте угол зрения школьника: читать нужно около окна, периодически отрываясь от читаемого текста, чтобы комментировать предметы и события за окном. Затем снова возвращаться к тексту. Расположите по углам страницы небольшие яркие картинки, ребенок учится фиксировать их боковым зрением, не отрывая взгляд от основного текста.
7
Следите, чтобы ребенок не водил пальцем по читаемому тексту. Делайте упражнение на догадливость, разгадывайте загадки и ищите «пропавшие» слова в детских стишках.
8
После того, как технические навыки освоены, приступайте к мотивации школьника к ежедневному чтению. Навык чтения формируется при постоянных тренировках, и ребенок должен читать с удовольствием. Заведите ему персональную библиотеку. Покупайте для начала только те книги, которые вызывают у него интерес.
9
Читайте сами ежедневно, хотя бы по 15 минут в день. Ребенок должен видеть родителя с книгой, а так как дети часто копируют поведение взрослых, то привычка читать ежедневно будет формироваться у него с детских лет. Читайте всей семьей, передавая книгу друг другу по очереди. Ребенок захочет поучаствовать в этом процессе, это будет для него стимулом научится читать более бегло.
10
После просмотра фильма дайте ребенку почитать книгу, по которой снят фильм. Помимо улучшения техники чтения, у него будет возможность сравнить два сюжета и сделать для себя выводы. При хорошей мотивации и правильном подходе процесс чтения станет для школьника одним из любимых занятий.