Вам понадобится
  • - нотная тетрадь
  • - карандаш
  • - ластик
Инструкция
1
Откройте нотную тетрадь и посмотрите на первую «строку» из пяти линеек. Эта строка называется нотный стан или нотоносец. Поставьте карандашом точку на второй линейке снизу.
2
Нарисуйте спираль, коснувшись сначала третьей снизу линейки, потом нижней, потом второй сверху. От второй сверху линейки нарисуйте петельку вверх, на 5 мм выше нотоносца. Затем начертите прямую линию вниз, на 2-3 мм ниже нотоносца, и закруглите кончик фигуры «крючком».
Это скрипичный ключ, или ключ «соль», который обозначает местоположение ноты соль первой октавы. Ключей в нотной грамоте несколько, с них начинается любой нотоносец. Скрипичный ключ – один из наиболее часто встречающихся в музыке.
3
Правее ключа на расстоянии, равном расстоянию между линейками, под нотоносцем начертите короткий отрезок (2 мм), а на нем незакрашенный кружок. Это нота до первой октавы. Сыграйте ее на синтезаторе, фортепиано (белая клавиша слева от двух черных, примерно посередине клавиатуры) или на гитаре (зажмите первый лад второй струны).
4
Еще чуть правее под нижней линейкой нарисуйте второй незакаршенный кружок, ноту ре. Это следующая белая клавиша на клавиатуре (между двумя черными) или третий лад на второй струне гитары.
5
На нижней линейке нарисуйте третий кружок – ноту ми. Это следующая белая клавиша (справа от двух черных) или открытая первая струна на гитаре.
6
Нота фа находится между нижней и второй снизу линейками, нота соль – на второй снизу линейке (с этой линейки начинается скрипичный ключ), ля – между второй и третьей снизу линейками, си – на третьей линейке. На клавиатуре эти ноты звучат на белых клавишах подряд, на гитаре (на первой струне) в следующем порядке: первый лад, третий лад, пятый лад, седьмой лад.
7
Изучите знаки альтерации, то есть повышения и понижения звука на полтона. Это диез (похож на знак «решетка»), бемоль (похож на латинскую “b”) и бекар. Соответственно, повышение, понижение и отмена повышения/понижения. Эти знаки ставятся перед изменяемой нотой или при ключе.
8
Изучите другие ключи: басовый, альтовый, теноровый и другие. Слушайте произведения, глядя в ноты, анализируйте исполнение глазами и ушами одновременно. Играйте и пойте произведения по нотам (необязательно выучивать, здесь важно количество разобранных пьес). Научитесь определять длительности по форме ноты.