Инструкция
1
Самый простой способ ощутить невесомость — оказаться в свободном падении. Хотя сила тяжести будет на вас действовать — иначе вы бы не падали — но вы не будете ее чувствовать. Именно в таком состоянии находятся космонавты на орбите. Гравитация Земли держит и их, и их космическую станцию, не давая им улететь в межпланетное пространство. Но полет по орбите с точки зрения физики является свободным падением, и поэтому исследователи космоса испытывают невесомость.
В естественных условиях свободное падение с большой высоты обычно заканчивается плачевно. Поэтому, если вы хотите почувствовать невесомость, то вам придется прибегнуть к более безопасным способам.
В естественных условиях свободное падение с большой высоты обычно заканчивается плачевно. Поэтому, если вы хотите почувствовать невесомость, то вам придется прибегнуть к более безопасным способам.
2
В вагончике американских горок или в кабине скоростного лифта, двигаясь вниз, вы всегда вначале испытываете небольшое ускорение. Оно частично компенсирует силу тяжести и уменьшает ваш вес, от этого и возникает хорошо знакомое каждому чувство, будто земля уходит из-под ног. При настоящей невесомости это ощущение намного сильнее, и продолжается оно куда дольше кратких секунд в лифте или на аттракционе.
3
Гораздо ближе к ощущениям космонавтов невесомость, достигнутая в специальном самолете. Такой самолет вначале стремительно поднимается вверх, а затем так же стремительно пикирует вниз. На всем продолжении этого пикирующего полета пассажиры находятся в почти настоящей невесомости. Ее отличие от «орбитальной» только в том, что в самолете вас все-таки будет тянуть, но не вниз, а вверх.
За один вылет тренировочный «невесомый» самолет делает до десяти таких заходов, которые летчики называют режимами. Хотя один режим продолжается не так уж долго — примерно полминуты — этого вполне хватает, чтобы испытать всю гамму ощущений от потери веса. Однако нельзя забывать о технике безопасности: перед концом невесомости нужно успеть лечь на маты, которыми выстлан пол самолета. Иначе можно упасть на них с приличной силой, когда самолет начнет выходить из пике и ваш вес не только вернется, но и увеличится за счет перегрузки.
За один вылет тренировочный «невесомый» самолет делает до десяти таких заходов, которые летчики называют режимами. Хотя один режим продолжается не так уж долго — примерно полминуты — этого вполне хватает, чтобы испытать всю гамму ощущений от потери веса. Однако нельзя забывать о технике безопасности: перед концом невесомости нужно успеть лечь на маты, которыми выстлан пол самолета. Иначе можно упасть на них с приличной силой, когда самолет начнет выходить из пике и ваш вес не только вернется, но и увеличится за счет перегрузки.
4
Последний способ, хотя и не дает ощущения невесомости, зато позволяет испытать ее основное преимущество — полную свободу движений в трехмерном пространстве. Он основан на использовании Архимедовой силы, которая выталкивает любое тело, погруженное в жидкость. Если Архимедова сила сравняется по величине с силой тяжести, то тело приобретает нулевую плавучесть. Оно может находиться где угодно в воде, подниматься или погружаться.
Тренировки в воде — важная часть подготовки настоящих космонавтов. Для этого им приходится работать в специальных бассейнах под присмотром команды водолазов. Скафандры, в которых будущие покорители космоса находятся в воде — почти такие же, какие они будут носить и на орбите, но на них укреплены дополнительные свинцовые грузы. Этот балласт нужен для того, чтобы космонавт не всплыл на поверхность, вытолкнутый водой. Водолазы следят за сохранением нулевой плавучести, и в случае необходимости добавляют или убирают грузы.
Тренировки в воде — важная часть подготовки настоящих космонавтов. Для этого им приходится работать в специальных бассейнах под присмотром команды водолазов. Скафандры, в которых будущие покорители космоса находятся в воде — почти такие же, какие они будут носить и на орбите, но на них укреплены дополнительные свинцовые грузы. Этот балласт нужен для того, чтобы космонавт не всплыл на поверхность, вытолкнутый водой. Водолазы следят за сохранением нулевой плавучести, и в случае необходимости добавляют или убирают грузы.