Вам понадобится
  • Сказки К. Чуковского «Мойдодыр» и «Федорино горе».
Инструкция
1
Начинать приучать ребенка к порядку необходимо даже не с дошкольного, а с раннего возраста. Полуторагодовалый малыш с величайшим удовольствием помогает взрослым, ему это очень интересно. Правда, собирает кубики и расставляет игрушки он еще очень медленно. Проявите терпение и позвольте ему закончить уборку самому. Не забудьте похвалить своего помощника.
2
Распределите домашние обязанности. Малыш с самого начала должен знать, что игрушки, носочки, колготки — это его забота. Научите его аккуратно складывать одежду. Вряд ли это сразу у него получится. Но не перекладывайте вещи при нем. Дождитесь, когда ребенок уснет, а потом все поправьте, как это обычно делают воспитатели в детском саду.
3
Необходимо добиться, чтобы ребенок чувствовал дискомфорт от беспорядка. Объясните малышу, что вещи могут обидеться, если к ним плохо относятся. Игрушки разбегутся, а носки потеряются. Дошкольнику можно рассказать, что никто вместо него убирать ничего не будет. Пусть все останется, как есть. Может случиться, что юный неряха пропустит ваши слова мимо ушей. Тогда настанет время действовать. Когда он уснет, уберите с глаз долой любимую игрушку, которой малыш утром точно хватится. Объясните, что зайчику надоел беспорядок и он обещал вернуться, как только в комнате станет чисто. Можете не сомневаться — через полчаса все игрушки будут на своих местах. Торжественно верните зайца на место.
4
Если ребенок тут же забыл о неприятностях и снова оставил после себя беспорядок, исчезнуть в неизвестном направлении могут уже все игрушки. И отсутствовать они должны дольше, чем в первый раз. Прочитайте нарушителю порядка сказку "Федорино горе" и спросите, что случилось с вещами. Очень может быть, что ребенок сам догадается, куда делись игрушки. Продолжайте игру, пока малыш не начнет убирать вещи без напоминаний.
5
Не забудьте, что все взрослые в семье тоже должны убирать за собой. Если ребенок видит, что папа бросает ботинки как попало, а мама имеет привычку оставлять вязание в кресле, не удивляйтесь, что он начнет поступать таким же образом. Одними только словами вы ничего не добьетесь.
6
Приучайте ребенка самостоятельно готовиться к занятиям и убирать после них. Разводить краски нужно аккуратно, чтобы не заляпать раковину. Лепить необходимо на дощечке, иначе стол будет грязным, а чистить его трудно. Если дошкольник все-таки что-то пролил или выпачкал, не спешите тут же наводить порядок, даже если вас раздражает грязь. Объясните, что проще всего вытереть пятно на паркете сразу, потом краска въестся, и вывести ее будет нелегко.
7
Для занятий и домашней работы у малыша должна быть специальная одежда. Выделите для нее место. Это может быть крючок на кухне для фартука, полочка в шкафу для старого халата, который можно испачкать краской или пластилином. "Спецодежда" должна быть доступна.
8
Приучайте ребенка следить за уличной одеждой. После прогулки ее необходимо высушить. Если маленький хозяин делать этого не желает, примите экстренные меры. Выберите день, когда ему не нужно идти в детский сад, но наверняка захочется погулять. Брошенную в коридоре одежду не несите сушиться, а оставьте там, где она валяется. В мокрой одежде и обуви гулять нельзя, поэтому неряхе придется посидеть дома, пока остальные ребятишки весело катаются с горки. Обычно одной такой воспитательной меры бывает достаточно.