Инструкция
1
Определить тип кода. Они бывают линейные (последовательное считывание информации) и двухмерные (информация считывается по вертикали и горизонтали). Наиболее популярны в магазинах линейные коды с европейской системой кодирования, их могут считывать недорогие сканеры. Самый популярный EAN13 - из тринадцати цифр. Существует еще и короткий код - EAN-8. Но и в этом случае первые две цифры обозначают страну-производителя. Двумерный код можно прочитать при помощи специального сканера двухмерных кодов, невооруженным глазом вычислить страну-производителя невозможно.
2
Список кодов слишком велик для заучивания, его стоит вырезать и сохранить. Стоит помнить, что за Россией закреплены префиксы с 460 по 469, однако в настоящее время используется только 460. Существует формула, которая позволяет проверить подлинность штрихового кода. Нужно сложить цифры, стоящие на четных местах, сумму умножить на три. Потом сложить цифры, стоящие на нечетных местах (разумеется, без последней контрольной цифры). Сложить эти две суммы, отбросить десятки. Из десяти вычесть полученное число. Должна получиться та цифра, которая в штрих-коде стоит последней.
3
Глобализация вмешивается в экономику, делая разделение на страну-изготовителя крайне условным. Цифра штрих-кода может не совпасть с информацией на упаковке товара, причем и товар, и штрих-код могут быть подлинными. Если на упаковке написано "made in China", а продавец щебечет о несравненном американском качестве, не стоит его обличать раньше времени, ведь фирма-изготовитель может получить код не по месту своей фактической регистрации, а по месту страны, в которую направлены основные экспортные потоки (например, в Россию). Второй момент - юридические тонкости с лицензиями и правообладанием, особенно это касается одежды и гаджетов. Товар может быть произведен на дочернем предприятии в любой точке земного шара (точнее, там, где рабочая сила дешевле). Ну, и самое элементарное, учредителями компании-производителя могут стать представители разных государств. У кого пакет акций толще, тот и выбирает префикс в штрих-коде. Так что цифра - это, в общем, смысле фикция и абстракция, важная в большей степени для экономистов и юристов и в меньшей - для рядовых покупателей.