Инструкция
1
В самом начале изучите «материальную часть». Возьмите простой 4-х канальный микшер, усилитель, колонки, компьютер со звуковой картой и установленной программой многоканального редактирования (например, свободно распространяемая Audacuty) и CD-проигрыватель. Ваша задача: изучить устройство микшера, принцип связи программы и звуковой карты, а также принципы работы звуковой карты и CD-проигрывателя. Согласно усвоенным знаниям, правильно соедините («коммутируйте») микшер, источники звука, усилитель и колонки. Скоммутировав устройства, включите аппараты в правильной последовательности (подсказка – усилитель включается в самом конце).
2
Затем загрузите в программу файл, скажем, с записью симфонии Моцарта, а в CD-проигрыватель поставьте диск, скажем, электронной музыки. Одновременно запускаете воспроизведение. Ваша задача: манипулируя «управляющими органами» программы и аппаратуры, смешать два независимых источника звука так, чтобы они не мешали воспринимать друг друга. Затем – чтобы внимание слушателя переходило с одного источника на другой. Затем – чтобы источники звучали поочередно. Это – три базовых способа сведения и одновременно – три главных навыка звукорежиссера.
3
Теперь добавьте в программе вторую дорожку и перепишите на нее звук с CD так, чтобы не возникла вредная «обратная связь»). Затем, уже в программе, сведите две дорожки тремя уже известными способами в композицию длиной 3-4 минуты. Резать файлы, разумеется, можно – как раз в этот момент задумайтесь о драматургии, – почему и зачем вы именно в этих местах и именно так режете, составляете вместе фрагменты? Какого эффекта хотите достичь? Возьмите файл, в котором записан голос, читающий, например, стихи. И еще пять файлов с разной музыкой наугад. Вашей задачей будет, оставляя голос в неприкосновенности, из разрозненной музыки сделать к нему сопровождение.
4
Отсоедините CD-проигрыватель. Подключите к микшеру микрофон через симметричный вход (подсказка – это не разъем «джек»). Самое время посмотреть в инструкцию к микрофону и разобраться с «диаграммой направленности» и разницей «динамических» и «конденсаторных» микрофонов. Ваша задача на сей раз – выяснить наилучшее положение микрофона относительно говорящего в случае шепота, крика, громкого пения. Поэкспериментируйте, эаодно покрутив рукоятки эквалайзера. Взяв гитару и поместив микрофон в стойку, найдите наилучшее положение микрофона относительно инструмента. Запишите через микрофон голос. Самое время разобраться, что такое реверберация, и добавить ее к записи. Теперь еще раз запишите голос, чередуя громкие и тихие звуки, – это называется «динамический диапазон», который можно… правильно, «скомпрессировать». Только аккуратно.
5
А теперь запишите голос или гитару, наложив на заранее загруженные 3-4 звуковые дорожки… Сведите их так, чтобы голосу или гитаре ничто не мешало и запишите результат в файл.

Начальный курс звукорежиссуры закончен.