Инструкция
1
Твердо выучите музыкальную теорию. У вас не должно возникать путаницы между нюансами «крещендо» и «диминуэндо», а уж тем более при различении нот скрипичного и басового ключа.
В этом вопросе сведения можно почерпнуть из учебников по элементарной теории музыки авторов Вахромеева, Способина и др. Это первый и самый простой шаг на пути к умению быстро читать с листа.
В этом вопросе сведения можно почерпнуть из учебников по элементарной теории музыки авторов Вахромеева, Способина и др. Это первый и самый простой шаг на пути к умению быстро читать с листа.
2
Играйте как можно больше. Навык чтения с листа во многом зависит от памяти – визуальной, механической, логической, моторной и других видов. Во время исполнения вы задействуете их все. Чем больше произведений вы можете выучить, тем лучше.
3
Каждый день начинайте разучивать новое произведение. Необязательно выучивать его наизусть. Старайтесь как можно четче передать все нюансы, указанные композитором: динамику, настроение, украшения и т.д.
4
5
Выбирайте произведения в соответствии со своим исполнительским уровнем. В первые годы обучения не замахивайтесь на импрессионистов, даже музыка эпохи романтизма будет казаться слишком сложной. Вообще ориентируйтесь по специальным самоучителям, составленным по годам обучения. Однако учтите: необязательно сборник для второго класса подойдет самоучке, изучающим музыку второй год. Вполне возможно, что вы либо еще не дошли до этого уровня, либо уже миновали его. Анализируйте нотный текст перед тем, как играть.
6
Играйте без инструмента. Сядьте, откройте ноты, начните их читать глазами. Одновременно представляйте их на клавиатуре, грифе, клапанах. Продумывайте аппликатуру, положение кисти (для духовых – и амбюшур), проигрывайте в голове мелодию. Если руки непроизвольно принимают соответствующее положение, не одергивайте себя – это хороший знак.
После такого упражнения сядьте и сыграйте произведение, используя результаты этого зрительного анализа.
После такого упражнения сядьте и сыграйте произведение, используя результаты этого зрительного анализа.