Инструкция
1
Для занятий с больными, которые не могут говорить, можно использовать детское лото или букварь. Нужно четко и медленно называя предмет, попросить больного показать его на рисунке – сначала называя один предмет, затем – два, потом – три сразу, чтобы больной тренировал память. За одно занятие больного просят показать не более 15 вещей, с небольшими перерывами после каждого задания.
2
3
Больные с сенсорной афазией плохо различают слова, близкие по звучанию. Поэтому для таких слов нужно сделать схематические рисунки, подписав их, например: «дом», «том», «бочка», «почка». Во время занятий попросите больного показать названый вами рисунок или подпись к нему.
4
Восстановить речь после инсульта помогает упражнение по выписыванию из книги или газеты слов, начинающихся на сходно звучащие звуки, например: «б»-«п», «д»-«т», «в»-«ф». Эти занятия тренируют восприятие речевых звуков.
5
Занимаясь с перенесшими инсульт больными, необходимо помнить, что они плохо различают звуки, когда говорят одновременно несколько человек.
6
У больных, страдающих моторной афазией, понимание речи восстанавливается во время произношения слов. Чем скорее такой пациент научится говорить, тем быстрее он начнет понимать речь окружающих.
7
Хорошим способом восстановления речи для перенесших инсульт является пение песен, которые хорошо знакомы больному. При этом пациент должен смотреть на губы того, кто поет, и стараться повторять слова.
8
После того, как больной сможет правильно произносить слова, начинайте заниматься повторение предложений, например, попросите его повторить «дай носовой платок», «принести мне чашку». Нужно вызвать у больного интерес к самостоятельным занятиям. Можно дать ему задание заполнить пропущенные буквы в предложениях. Например: «Собака лакает ... миски», «Птица сидит ... ветке».
9
Перенесшим инсульт людям не рекомендуется смотреть телевизор более 2-х часов в день. Передачи лучше выбирать только положительные и те, которые интересуют больного. Если человек любит спорт, то просмотр спортивных передач будет побуждать его к комментариям, что принесет большую пользу в восстановлении речи.
10
Занимаясь с больным человеком, нужно проявлять такт и терпение. Не стоит исправлять сразу все ошибки пациента, а лишь 3-4, а за малейшие успехи обязательно нужно хвалить.