Инструкция
1
Основная задача любого реферата, как учебного задания, состоит в том, чтобы продемонстрировать, насколько эффективно учащийся умеет работать с научными источниками и изложенным в них материалом. При этом никаких собственных сверхсложных открытий от студента не ожидается. Рефераты всегда пишутся по какой-то определенной теме на основе некоторого круга источников (монографий, учебников, статей и т.п.). Источников должно быть не менее двух-трех.
2
Если преподаватель не назвал определенных печатных работ для написания реферата, сбор материала для него становится задачей студента. Необходимую информацию можно найти в учебниках по соответствующему предмету, энциклопедиях, справочниках, научных трудах, а так же в интернете. Важно помнить, что реферат – это не диссертация и избыток информации здесь не требуется. Для хорошего реферата вполне достаточно 5-8 источников.
3
Очень часто настоящим камнем преткновения становится неумение работать с собранным материалом. Для того чтобы не потеряться в имеющейся информации, необходимо предварительно составить план всей работы. Стандартный студенческий реферат предполагает объем 10-20 печатных листов формата А4 и должен включать в себя введение, основную часть и заключение. При необходимости основная часть может быть разбита на отдельные разделы – главы, связанные общей логикой повествования.
4
Основная часть реферата, независимо от количества глав и разделов, должна полностью раскрывать заданную тему. Введение содержит в себе постановку проблемы, то есть описание работы и основные вопросы, на которые планирует ответить автор. В заключение выносятся выводы как отдельных разделов, так и работы в целом. Структура реферата дополняется планом работы, который помещается перед основным текстом и списком использованной литературы, прилагаемым в конце.
5
После того как продуман и составлен план реферата, можно переходить к сбору материала для него. Для этого в изучаемых источниках выделяются фрагменты текста, наиболее подходящие к тем или иным разделам реферата, осмысляются и излагаются своими словами. Это очень важный момент: нельзя механически переписывать текст из используемой книги или учебника. Это называется плагиатом и обычно влечет за собой карательные меры со стороны преподавателей. Задача учащегося здесь – понять мысль автора книги и изложить ее самостоятельно. Для подтверждения сказанного можно использовать прямые или косвенные цитаты, но обязательно с указанием автора и правильным оформлением ссылок. Причем цитаты не должны занимать по своему объему целые страницы. Нужно иметь в виду, что кавычками выделяется только прямая цитата, то есть дословный текст автора источника. Косвенная цитата предполагает близкий к тексту пересказ его мысли, но также требует сноски с указанием использованного источника и конкретной страницы.