Инструкция
1
Определите цель диктанта, который вы хотите провести:
- усвоение и закрепление материала (выборочный, распределительный, творческие диктанты с устным разбором, свободный, восстановленный, диктант по аналогии, предупредительный, самодиктант (письмо по памяти), объяснительный);
- проверка знаний (диктант с грамматическим заданием, контрольный диктант);
- умение пользоваться языковыми средствами, конструкциями, закрепление правописания, расширение запаса слов (все виды творческих диктантов);
- повторение и обобщение материала (комбинированный творческий).
- усвоение и закрепление материала (выборочный, распределительный, творческие диктанты с устным разбором, свободный, восстановленный, диктант по аналогии, предупредительный, самодиктант (письмо по памяти), объяснительный);
- проверка знаний (диктант с грамматическим заданием, контрольный диктант);
- умение пользоваться языковыми средствами, конструкциями, закрепление правописания, расширение запаса слов (все виды творческих диктантов);
- повторение и обобщение материала (комбинированный творческий).
2
Выберите вид диктанта, исходя из его цели. Подберите необходимый материал (текст, слова и словосочетания, репродукции картин для творческих диктантов и т.д.).
3
Укажите в плане-конспекте урока, на каком этапе используете диктант, и ограничьте время. Например, предупредительный диктант с показом текста на доске занимает 10-15 мин и проводится до записей в тетрадях, для проверки домашнего задания или актуализации знаний.
4
На уроке перед началом диктанта объясните, для чего вы его проводите и какое задание учащимся предстоит выполнять. Например: целью выборочного диктанта может быть закрепление нового материала или проверка пройденного; заданием к нему – под диктовку распределить в тетрадях (или на обороте доски задание выполняют двое учащихся) слова по столбикам.
5
Диктуйте предложения (слова, словосочетания) в зависимости от возможностей класса и сложности выполняемого задания. Например, в творческих диктантах могут быть задания на распространенные предложения, запись диктанта от другого лица (учитель диктует от третьего, а учащиеся записывают от первого лица), заменить записанные на доске слова на синонимы и т.п.
6
Дайте время на проверку диктанта без заданий. Если диктант с грамматическим заданием, после диктовки сразу его озвучьте. В этом случае учащиеся распределят время и на выполнение задания, и на проверку всего диктанта.
7
Если проводился диктант с устным объяснением в классе, оцените работу опрошенных учеников.
8
Соберите тетради для проверки в конце урока.