Вам понадобится
- Часы со стрелками
- Модель часов с одной стрелкой
- Песочные часы
Инструкция
1
Учите ребенка ориентироваться во времени с самого рождения. Грудной ребенок должен учиться различать день и ночь. Младшему дошкольнику вполне доступны понятия «утро» и «вечер», к трем годам он уже может усвоить, какое время года за каким идет. Старший дошкольник знает дни недели, месяцы, понятия «до обеда» и «после обеда». Постепенно вводите в сознание ребенка обозначения времени. Если будильник звонит в семь часов, покажите малышу, где находятся в это время стрелки часов. Не требуйте, чтобы малыш сразу все понял. Но время, когда нужно вставать, обедать или идти гулять, могут запомнить даже трехлетки.
2
Старшего дошкольника учите ориентироваться по часам. Конечно, предварительно необходимо выучить цифры и научиться сравнивать количество предметов. Ребенок должен уже понимать, что 3 – это больше, чем 2, а 12 – больше, чем 1, 2, 3 и все остальные числа, которые он видит на циферблате. При этом ребенок должен уже немного считать в уме.
3
Сделайте модель часов. Сначала пусть это будет циферблат с одной только часовой стрелкой. Минутные деления можно тоже пока что не размечать. Объясните ребенку, что стрелка на настоящих часах проходит от одной цифры до другой ровно за час. Покажите на часах, какая именно это стрелка. Предложите ребенку наблюдать, когда маленькая стрелка часов переместится с единички на двойку, и передвинуть стрелку на бумажной модели. Напомните малышу, где стоит короткая стрелка часов, когда он приходит из садика или идет на тренировку.
4
Покажите, что короткая стрелка движется постепенно, а не перескакивает сразу с одной цифры на другую. Попросите малыша показать на игрушечных часах, что такое «чуть больше часа» или «чуть меньше шести». Объясните, что стрелка может находиться на середине между двумя цифрами – это будет «половина пятого» или «половина девятого». Повторяйте это упражнение, пока малыш не перестанет путаться.
5
Скажите ребенку, сколько времени сейчас, и предложите показать на модели, сколько будет через два, три, шесть часов. А сколько времени было три часа назад?
6
Разделите расстояние между цифрами модели так, как оно делится на настоящих часах. Предложите малышу посчитать, сколько получилось делений всего по кругу и между соседними цифрами. Объясните, что показывает длинная стрелка на настоящих часах, и сделайте такую же стрелку для модели. Очень хорошо, если у вас под рукой есть песочные часы, из которых песок высыпается за 5 минут. Можно предложить ребенку понаблюдать, когда длинная стрелка окажется ровно на цифре. Поставьте песочные часа, скажите, за сколько минут пересыпается песок, и предложите посмотреть, что произойдет с большой стрелкой, когда весь песок пересыплется.
7
Объясните ребенку, что длинная стрелка обходит круг ровно за час. Начало каждого часа – число 12, именно поэтому оно находится в самом верху. А сколько времени пройдет, если длинная стрелка пройдет всего только половину пути? Где находится эта половина? Объясните ребенку, что каждую половинку циферблата можно разделить еще пополам, получатся четвертушки. Где они находятся? Как сказать, если уже было пять часов, но потом длинная стрелка прошла до цифры 3?
8
Если ребенок хорошо понял, что на циферблате 60 делений, которые обозначают 60 минут, можно попробовать объяснить, что половина от 60 – это 30. Где тридцатое деление? А половинка от 30 – это сколько? Когда ребенок поймет, что четверть часа – это 15 минут, можно объяснить, что на циферблате каждая четверть часа делится еще на три части. Сколько минут в одной такой трети? Треть от пятнадцати минут – это 5 минут, то есть то расстояние, которое проходит большая стрелка между цифрами. Если сейчас четыре часа, то сколько времени будет через пять минут? А через двадцать?
9
Объясните ребенку, что, когда прошло всего пятнадцать или двадцать минут после трех – говорят, что сейчас пятнадцать или двадцать минут четвертого. А если до четырех не хватает двадцати минут, говорят: «Без двадцати четыре».
10
После того, как ребенок научится уверенно ориентироваться на механических часах, объясните ему, что означают цифры на электронных часах. Обычно ребенок быстро это усваивает.