7. Раздавать визитки на стройрынках
«У нас договоренность с несколькими точками на строительных рынках, – рассказывает работающий в России бригадир сербских строителей Драган Бушлатич. – Мы покупаем у них стройматериалы, а они раздают наши визитки со скидкой своим покупателям. Среди полученных таким образом заказов за последнее время были и строительство дома, и комплексный ремонт апартаментов».
Эксперт: Думаю, этот бригадир умолчал об одной важной детали: просто так коробочка с визитками на прилавке работать не будет, их должен раздавать продавец, сопровождая своими рекомендациями. Мотивировать его делать это можно, честно делясь процентом от заказа. Вообще, способ хороший, но не 100%, потому что на стройрынок заказчики обычно приходят уже тогда, когда ремонт начался.
6. Усиливать «сарафанное радио»
«Хороших мастеров заказчики с удовольствием рекомендуют друзьям. Нужно всячески стимулировать этот процесс, – уверен строитель бань и срубов Михаил Авдолюк. – Во-первых, во время выездов на объект я всегда активно общаюсь с соседями, специально хожу к магазину и т.п.: никому не надо ли чего построить, починить, помочь? Мол, пока мы тут – недорого. Очень часто таким образом в поселке «окучиваем» не один, а несколько заказов. Во-вторых, последнее время настоятельно прошу написать обо мне отзыв на «Ремонтнике.ру», дарю что-нибудь или делаю за это скидку».
Эксперт: Способ отличный, но начинает работать, когда определенная база заказчиков уже накопилась. Я рекомендую мастерам учиться разговаривать с людьми (есть масса книжек по психологии общения, начать можно хоть с Дейла Карнеги). Отзывы на упомянутом сайте – это довольно полезно (думаю, что мастер, например, с такими отзывами гребет заказы лопатой), поскольку там их действительно ищут заказчики. Но к этому сервису поиска заказов мы еще вернемся ниже.
5. Расклеивать объявления
«Наша бригада расклеивает примерно по 2000 объявлений в месяц в Марьино и Люблино, – говорит бригадир Рустем Халипов. – Это обеспечивает довольно стабильный приток звонков. Крупные заказы среди них – редкость. Обычно зовут на мелкие работы, но зато в нашем районе. И клиенты часто обращаются повторно».
Эксперт: Объявления на столбах и стендах у подъездов еще долго будут работать. У людей создается впечатление, что объявление повесил кто-то, кто живет по соседству. Это стоит обыграть в тексте: «Сантехник. Живу рядом, приду быстро».
4. Публиковать объявления в газетах и журналах
«Мы ищем заказчиков, публикуя объявления на сайтах типа «Авито», газете «Из рук в руки», в журнале «Обустройство и ремонт», – рассказывает Елена Кузьмина о методах продвижения своего мужа – электрика и сантехника. – В среднем, одно объявление дает один звонок, три-пять звонков – один заказ. Заказы оттуда бывают разные, в том числе крупные. Минус в том, что объявления надо публиковать постоянно, по несколько в день: бесплатные плохо работают, а платные превращаются в заметную статью расходов. К тому же надо все время сидеть на телефоне, иначе заказчики теряются».
Эксперт: Сайты вроде «Авито» и «Из рук в руки» в основном сейчас позиционируются как площадки для продажи б/у вещей. Для поиска услуг люди пользуются ими реже. В целом, это хоть и не самый удобный и современный, но при активном использовании и творческом подходе к составлению объявлений довольно надежный способ поиска заказов.
3. Сотрудничать с агентствами и другими бригадами
«Я работаю с несколькими агентствами типа «Муж на час». Когда у них есть заказ в моем районе, передают его мне, – говорит Михаил Байсак, мастер широкого профиля. – Правда, за свои «гарантированные» заказы берут огромную комиссию. А некоторые агентства при этом продают контакты не одному, а сразу многим мастерам: так что клиента еще нужно уламывать. Еще меня часто зовут в другие бригады, но это тоже менее выгодно, чем самому договориться с заказчиком напрямую».
Эксперт: Партнерство с другими бригадами и агентствами это не работа на себя, а скорее трудоустройство. Меньше ответственности, заказы «на блюдечке», но и заработок меньше. Впрочем, если мастер не очень хорошо умеет общаться с людьми или новичок в специальности, то этот способ для него не худший.
2. Создать собственный сайт
«Я рассчитывал, что собственный сайт принесет нашей бригаде больше заказов, но не ожидал, что придется вкладывать еще и в его рекламу, – жалуется Сергей Сокольничий, фирма которого специализируется на ремонте ванных и кухонь. – Пока научились обходиться с рекламой в интернете, просадили две-три месячные выручки. Сейчас мы, в среднем, тратим 3-4 тысячи рублей в день, имеем 2-3 заказа в неделю».
Эксперт: На дворе 2013 год, а ремонтников в интернете в разы меньше, чем, например, стоматологов. Между тем, собственный сайт, даже самый простой, переводит частного мастера или бригаду практически в разряд небожителей. Больше доверия от заказчика, больше возможностей представить свои услуги, можно держать более высокий ценник. Рекламировать сайт имеет смысл с помощью «Яндекс.Директ» или «Гугл.Адвордс», научиться этому можно за пару недель. Затраты, названные этим мастером, раза в полтора выше, чем должно быть при таком количестве заказов. Надо точнее настроить кампанию. Кстати, не обязательно делать отдельный сайт, можно разместить анкету с фото работ и прайс-листом на ремонтно-строительном портале.
1. Завести анкету на портале Ремонтник.ру
«Большую часть заказов последний год берем на «Ремонтнике.ру», – делится бригадир Алексей Петричев. – Там есть и мелкие заказы, вроде установки смесителя, и крупные, уровня ремонта квартиры или строительства дома. Почти все заказы – прямые, но есть и приглашения в бригаду. Можно отвечать на заявки заказчиков (из 500 заявок в день мы отвечаем, в среднем, на 5-7 интересных нам), можно подниматься на главную страницу, и тогда заказчики сами звонят. В принципе, на «Ремонтнике» можно находить заказы и бесплатно, но платный доступ ускоряет работу в разы».
Эксперт: «Ремонтник.ру» – это сайт для поиска заказов, место встречи мастеров и заказчиков. Устроен не сложнее сайта знакомств. Если заказчику нужен, скажем, ремонт квартиры, он просто бесплатно публикует заявку и выбирает мастера из тех, кто откликнулся. Скоро заказчики вообще будут искать исполнителей (любых) только на таких сервисах, как «Ремонтник.ру», поскольку для них это удобнее всего: можно посмотреть примеры работ, отзывы, заключить договор. Уже сейчас на «Ремонтнике» заказов больше, чем исполнителей, хотя для последних созданы еще более благоприятные условия, чем для заказчиков.
1. 10 оффлайн-способов привлечения клиентов на ремонт квартир (спрашивал у своих клиентов и они отмечали данные оффлайн-способы)
- промо-акции и листовки;
- реклама в подъездах, лифтах, на заборах;
- сотрудничество с дизайнерами, архитекторами;
- партнерства с фирмами в смежных сферах (у которых Ваша ЦА);
- сарафанное радио (это “на десерт”, появляется, когда нарабатывается репутация и довольные клиенты).
2. 15 способов привлечь частные заказы на ремонт квартир из Интернета (это уже из своей практики и так же на основании обратной связи от клиентов)
Способ 1. Avito
Способ 2. Биржи заказов на ремонт квартир
Способ 3. Социальные сети (Вконтакте, Facebook, Instagram)
Способ 4. Глобальные и локальные каталоги фирм
Способ 8. Youtube-канал с тематическими видео
Способ 9. 2-х шаговые продажи
Способ 10. Яндекс Директ
Способ 11. Google AdWords
Способ 12. SEO-продвижение сайта
Способ 13. Продающий сайт
Способ 14. Landing Page
Способ 15. Аналитика и усиление эффективных каналов