Несмотря на то, что человек по сути своей есть телесно-материальная система, и в его жизни, безусловно, присутствуют инстинкты, поведение людей и животных различается принципиально. Обладая сознанием и речью, человек ведет себя соответственно созданной сообществом людей системе ценностей. Его биологические инстинкты регулируются законами, возникшими под влиянием все того же человеческого сообщества, тогда как поведение животных инстинктивно- биологическое и обусловлено системой рефлексов. Не будет преувеличением сказать, что «телесный» аспект так же важен для человека, как и духовный. И наивысшей ценностью для него является здоровье. Как писал А. Шопенгауэр "девять десятых нашего счастья основаны на здоровье…даже субъективные блага: качества ума, души, темперамента - при болезненном состоянии ослабевают и замирают...». Тем не менее, весьма многочисленными являются примеры торжества духа над физическими немощами. И самые известные – творчество великих: музыка смертельно больного Грига и потерявшего слух Бетховена, труды философа и мыслителя Канта, тяжело больного Ницше и т.д. Природные данные, однако, очень важны для человека. Они во многом определяют возможности интеллектуального развития и отношение к творческой деятельности. Несмотря на все сказанное выше, сущность человека едина и неделима. И главным ее качеством является свобода воли, позволяющая ему самому выбирать свою судьбу. Человек способен преодолеть жизненные обстоятельства, мешающие реализации его собственной жизненной программы. Властвуя над обстоятельствами, он становится действительно свободным. Абсолютной свободы, однако, нет и быть не может. Тем не менее, индивид может чувствовать себя свободным даже в чрезвычайно стесненных обстоятельствах. В этом его сила. Извечная проблема и трагедия – поиск смысла жизни. Человек смертен и умирая, прекращается свое существование не только биологическая оболочка, но и личность в целом. Ценность жизни особенно ярко осознается на фоне смерти. Именно смертностью человека можно объяснить притягательность религии, которая дает надежду праведным душам. Человек понимает, что нарушив законы нравственности, он обречет себя на вечные муки. Однако земные страдания ради блаженства после смерти принижают ценность жизни. Тема смерти – неиссякаемый источник вдохновения в творчестве, помогающий, к тому же относиться к жизни мудрее. Ценность каждой человеческой жизни заключается в ее неповторимости и уникальности. А трагизм – в конечности, смертности. Человек ищет смысл жизни, осознавая конечность своего бытия. Может ли он судить о бесконечном мире конечными средствами? Возможно, все попытки человечества объяснить и изменить мир – ошибочны в основе своей. И по сей день для человека самым интересным объектом исследования является он сам. «Не вне тебя правда, а в тебе самом; найди себя в себе, подчини себя себе, овладей собой, - и узришь правду. Не в вещах эта правда, не вне тебя и не за морем где-нибудь, а прежде всего в твоем собственном труде над собою». (Ф.М. Достоевский. Полное собр. соч. Т. 26).
Человек как философская проблема
Проблема сущности человека, его происхождения, предназначения, смысла жизни, привлекала и продолжает привлекать внимание философов всех времен. Подчиняясь биологическим законам, т.е. фактически являясь созданием, относящимся к животному миру, он - носитель одновременно двух противоположный начал - души и тела. Невозможно отрицать, что общество оказывает весьма значительное влияние на формирование личности, но человек всегда сохраняет некоторые свойства, не зависящие от среды обитания.
Видео по теме