Родился Фома Аквинский (иначе Thomas Aquinas, Томас Аквинат или Фома Аквинат) в 1225 или в начале 1226 года в родовом замке Роккасекка, который располагался в окрестностях города Аквино. Отец его, граф Аквинский, владел городом. Воспитывался Томас Аквинат в бенедиктинском монастыре Монте-Кассино. Затем изучал свободные науки в университете Неаполя.
Вступив в доминиканский орден, Фома Аквинский отправился в Париж и Кельн изучать теологию и проходить новициат. Так в католической церкви называется испытание для лиц, желающих вступить в монашеский орден. В это время его наставником был Альберт Великий. В 1252 году Фома Аквинат вернулся в доминиканский монастырь Святого Иакова в Париже, а спустя 4 года его назначили преподавателем теологии Парижского университета.
Летом 1259 года он возвратился на родину, в Италию, где на протяжении 10 лет был советником по богословским вопросам и «чтецом» при папской курии. Умер Фома Аквинский 7 марта 1274 года по пути в Лион, куда его пригласил папа Григорий X в качестве консультанта и советника Лионского собора.
11 апреля 1567 года Фому Аквинского провозгласили учителем церкви. День память Святого Фомы Аквината западная церковь отмечает 28 января.
Фома Аквинский стремился канонизировать философию Аристотеля. Опуская материалистические положения в воззрениях древнегреческого философа, он увязывал его учение с идеями Платона. Сущность вещей Фома Аквинский рассматривал в отрыве от самих вещей.
Фома Аквинский вывел и сформулировал 5 доказательств Божественного бытия. Бог в его учении является первопричиной и конечной целью сущего. Признавая относительную самостоятельность человеческого разума и естественного бытия, Фома Аквинат утверждал, что природа завершается в благодати, разум – в вере, а философское познание и естественная теология – в сверхъестественном откровении. Учение Фомы Аквинского легло в основу католических направлений философии и теологии – томизма и неотомизма.
В споре об универсалиях его суждения перекликались с суждениями Авиценны. Основными сочинениями Фомы Аквинского являются «Сумма теологии» и «Сумма против язычников». В 1879 году его работы были признаны основами католической теологии.