Понятие «менеджмент» появилось в конце XIX-начале XX в. Группа передовых западных инженеров организовала движение, внимание которого было направлено на повышение производительности труда и улучшение социальных отношений.
Менеджмент как наука изучает структуры управления, системы отношений между работниками, механизмы этих отношений, поведение работников предприятия и многое другое. Целью этой науки является формулировка и практическое применение общих принципов управления, которые можно использовать в любой сфере деятельности и на любом предприятии.
Главной задачей менеджмента является организация производства продукции и услуг, учитывая нужды потребителей и используя имеющиеся ресурсы (материальные и человеческие), достижение рентабельности производственного процесса и стабильного положения на рынке.
Менеджмент ставит перед собой конкретные задачи, разрабатывает мероприятия по их достижению, выявляет взаимодействие подразделений организации, производит координацию этих взаимодействий. Эта наука занимается также улучшением структуры предприятия, выполняет оптимизацию процессов принятия решений, занимается разработкой систем мотивации, создает эффективные стили руководства.
Менеджмент как наука работает следующим образом: производится сбор информации и выполняется ее анализ. Сделанные выводы применяются для принятия управленческих решений. Далее производится обязательный контроль выполнения этих решений. Контроль является важнейшей функцией менеджмента.
В менеджменте существует несколько научных подходов к управлению фирмами. Традиционный подход рассматривает отдельно производственный процесс, персонал, систему управления, мотивацию и т.д. Процессный подход предусматривает разработку алгоритма управления организацией. Системный подход отражает анализ работы организации как системы с целями и задачами, достижениями и результатами. При этом рассматриваются взаимосвязи между руководством и персоналом, покупателями и фирмой и т.д. Ситуационный подход требует изменения методов управления в зависимости от ситуации в организации. Анализируются все практические ситуации и результаты деятельности организации в каждой из них.
Грамотный руководитель обязан использовать в своей работе все принципы менеджмента. Он должен видеть и осознавать причины, по которым фактические достижения компании не совпадают с целями. Руководителю необходимо также уметь выявлять основной комплекс взаимосвязанных проблем, устранять причинно-следственных связи в этой области; прогнозировать дальнейшие события, разрабатывать эффективные методы стратегического и оперативного управления.