При изучении определенной местности краеведение занимается тщательным отбором фактов, их анализом, а также поиском забытых документов. Эта наука тесно связана с историей, биологией, географией, лингвистикой и многими другими областями. Предметом краеведения становятся исключительно местные явления, как например, изучение архитектуры населенного пункта, особенностей флоры и фауны, диалекта жителей. Все факты при этом собираются в единое целое, отражая картину прошлого и настоящего родного края.
Наука краеведение появилась очень давно. Древние русские книжники вели летописи, записывая самые разные события. Наши предки вполне справедливо считали, что изучение прошлого просто необходимо для понимания народа, его особенностей и потребностей.
Несмотря на свое столь внушительное определение, эта наука доступна каждому человеку, не имеющему специальных знаний или подготовки. Такие простые вопросы, как например, откуда возникло название улицы, города или поселка, куда течет местная речка, какие птицы живут в лесу неподалеку и т.д., можно узнать у людей, проживающих по соседству.
Краеведение дает оценку происшедшим событиям, их значительности, поэтому его роль в воспитании детей очень велика. Это приучает людей интересоваться происходящим вокруг, повышать свой культурный уровень, читать научную литературу. У данной научной деятельности нет отдельных уровней для ученых и для широких масс, поэтому она занимает особое место среди остальных наук. Материалы для краеведения могут собираться учеными, местными жителями, учителями и учениками, работниками библиотек и многими другими.
Существует интересное выражение «краеведение - научная дисциплина, облагораживающая предмет своего изучения единственно своим изучением». Оно открывает в прошлом малой родины нечто новое, совершенное, и это знание наполняет человека духовным содержанием, без которого он не может осмысленно существовать.
Краеведение помогает сохранить культурную среду, которая необходима для нравственной и духовной жизни людей. Очень важное значение для развития этой науки имеют музеи. Они должны являться одним из центров нравственного воспитания, развития эстетического вкуса и поднятия уровня культуры местного населения. Впечатления прошлого должны наполнить духовный мир людей и научить уважению к своим предкам. Ведь человеку просто жизненно необходимо найти себя в истории, понимать и принимать свое значение, и конечно, уметь хранить добрую память о других.