Клиповое мышление образно можно сравнить с музыкальным клипом, в основе которого мелькающие, не связанные между собой кадры. Таким же образом воспринимается и окружающий мир – бесконечный калейдоскоп событий и фактов. Постепенно уменьшается время, на которое человек способен заострить внимание на объекте, ухудшается способность анализировать происходящее.
Опасным такое мышление является прежде всего для тех, кто занимается учебной деятельностью. Изучение классической литературы становится практически непреодолимой задачей для школьников. Освоение сложной студенческой программы невозможно без усидчивости и глубокого анализа предметов, что невероятно сложно для современных студентов. Как «решение проблемы» с трудностями в обучении появляются различные варианты кратких пересказов произведений, готовые домашние задания и тому подобное. Популярным методом обучения стали презентации, которые несут в себе минимум информации, лишь для появления общего представления о предмете. По последним исследованиям, катастрофически снизился общий коэффициент усвоения знаний.
На сознании современных взрослых людей клиповое мышление также оставляет свой отпечаток. Очень краткое, сжатое преподнесение рекламной информации – эффективный инструмент продаж. Делается упор на эмоции. Человек теряет здравый смысл и способность анализировать ситуацию в целом и зачастую делает ненужные покупки, осознавая это уже позже. Появляется неприятное чувство манипуляции, но дать четкое объяснение этому сложно, так как сознание уже не способно к анализированию.
Самый доступный и эффективный способ борьбы с клиповым мышлением – ежедневное чтение. Причем, чтение классической художественной литературы. Можно ставить себе будильник – сначала перерыв от книги делать каждые 10 минут, потом 15, 20 и так далее. В перерыв пересказывать только что прочитанный отрывок книги. Можно обсудить и проанализировать поступки героев книги, выстроить логическую цепочку.