Талантливы вы или нет, но ваши стихотворения должны подчиняться стандартным законам — быть ритмичными и рифмованными, конечно, если речь не идет о белых стихах, в которых, к слову, тоже есть свой ритм. Несмотря на то, что многие одаренные люди пишут стихотворения и без знания теории, все-таки полезно изучить основные поэтические приемы, тропы и размеры.
Писать стихи правильно, конечно, можно. Но для этого как минимум следует понять основные принципы построения ритма и рифмования строк. Так, рифма — это одинаковое звучание последних слогов строк. Она может присутствовать в двух, идущих подряд строках, а также через строку.
Ритм — понятие, с одной стороны, достаточно ясное, но с другой — в стихосложении ритмов много, разобраться в них непросто. Главное — понять систематичность расположения ударений.
Основные принципы ритмичности
Чтобы писать стихи, необходимо чувствовать их ритм. Перечитайте любое стихотворение — вы поймете, о чем идет речь. Ритм возникает в результате определенного расположения ударных и безударных слогов в строке. Так, различают двустопные и трехстопные размеры (двудольные и трехдольные, то есть ритм, состоящий из двух или трех слогов).
Не вдаваясь в подробности типов размеров, следует увидеть, как именно создается ритм в стихотворении. Для этого возьмите любой пример и разбейте его на слоги, как здесь: «Мой дя-дя са-мых чест-ных пра-вил…» (Пушкин А.С., «Евгений Онегин»). Теперь расставьте ударения, у вас получится схема: _ ′/ _ ′/_ ′ и т.д. Как вы видите, в данном примере ритм создают два слога, второй из которых под ударением.
Аналогичные примеры можно найти с ритмом в три слога и ударением на один из них. Но основное правило заключается в том, что ударение падает на определенный по порядку слог. Конечно, не нужно подбирать только короткие слова, чтобы соответствовать порядку ударных буквосочетаний. Длинные слова не мешают построению ритма, главное — чтобы их ударный слог попадал в общую схему.
Другие правила написания стихотворений
Разобравшись с ритмом и рифмой, вы сможете писать стихи правильно. Но остается еще один, немаловажный фактор — эмоциональность. Даже одно четверостишие — это продукт творчества автора, в котором должна присутствовать душа поэта. Стихи призваны отобразить чувства, переживания, опыт автора. Они становятся способом его самовыражения.