Причина кроется в том, что экзистенция (т.е. «существование») не является сама по себе «позицией» или убеждением. Это скорее вопрос и тема для рассуждения о том, как каждый конкретный индивид ощущает себя и мир вокруг. Важно при этом то, что личность никак не связана и не привязана к окружающему миру: можно сказать, что, в этом контексте, вся вселенная крутится вокруг человека.
Если говорить о «сути экзистенциализма», то её можно выделить как «чувственное познание мира». В этом контексте авторами рассматриваются вопроса смысла жизни, отношения к окружающим, зависимости от внешних обстоятельств и ответственности за свои действия. Особенное внимание в трудах «о существовании» уделяется страху и отчаянию: считается, что полностью осознать факт того, что «живешь» можно только столкнувшись со смертью. Часто говорится о том, что вся жизнь – не более чем путь к полному осознанию факта собственного бытия.
Центральным понятием данного вопроса является «экзистенциальный кризис», ярко показанный Сартром в романе «Тошнота». Описать его можно как беспричинную тоску и отчаяние, ощущение бессмысленности и сильную апатию вместе взятые. Подобный кризис, по мнению философов, является результатом потери связи с окружающим миром.
Подводя итог, можно назвать экзистенциализм философией бытия. Ее интересует в первую очередь бренность и бессмысленность, слабость человека перед лицом окружающего мира. Но при всей своей слабости человек, почему-то, наделен свободной волей, а значит – может и должен осознанно принимать факт того, что он жив.