Каждый участок человеческого мозга отвечает за определенный вид деятельности. Та часть, которая впоследствии будет координировать становление и восприятие речи, развивается в начале последнего триместра беременности. Уже на этом сроке ребенок воспринимает музыку, и она позитивно влияет на происходящие в мозге процессы. Ребенок уже слышит те звуки, которые его окружают. Поэтому будущая музыкальность программируется на наследственном уровне, что подтверждается практикой: в семьях музыкантов соответствующие способности появляются у детей гораздо чаще.
Но наиболее интенсивно мозг развивается в первые годы жизни. Именно из-за этого музыкальные занятия с детьми желательно начинать в самом раннем возрасте. Речь не идет о том, чтобы отдать малыша в музыкальную школу одновременно с тем, как он начнет ходить, но познакомить его с разнообразными звуками музыкальных инструментов вполне возможно уже на этом этапе.
Если же ребенок будет заниматься музыкой серьезно, то у него будет развиваться слух, что способствует расширенному восприятию сложных звуков. Подобный навык приобретается навсегда, так как музыкальный слух закладывается именно в детстве и сохраняется на всю жизнь.
Одновременно с развитием слуха, занятия музыкой для детей улучшают их обучаемость. Это обуславливается развитием усидчивости и улучшением восприятия поступающей информации. В школьном периоде это поможет лучше учиться и добиться успехов. Объясняется это тем, что многие проблемы обучения в школьном возрасте связаны с недостаточным развитием связей между полушариями головного мозга, так при обучении счету и письму активизируется только левое полушарие, а для творческой деятельности необходима активная работа правого. Музыка же способствует становлению этих связей в наилучшем виде.